Начните с Пушкина и Паустовского
«Скоро ничего не будет – ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение!» – восклицал Родион Петрович в известном фильме «Москва слезам не верит». Прошли десятилетия, но и театр, и кино существуют, не торопясь «сойти со сцены». Зато теперь можно сказать так: «Книг скоро не останется, будет один сплошной Интернет». То, что молодежь все меньше обращается к книге, к сожалению, - факт. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на посещаемость библиотек. Но стоит ли «бить в колокола»? Может быть, это дань научно-техническому прогрессу? В преддверии нового учебного года о проблемах, так или иначе связанных с литературой, состоялась наша беседа с Евгенией Алексеевной Кабановой.
- Евгения Алексеевна, как Вы относитесь к тому, что экзамены по русскому языку и литературе сдаются в форме ЕГЭ?
- Тесты по гуманитарным предметам не признаю. Считаю, они лишают ученика возможности мыслить, говорить. Устный ответ на экзамене показывает уровень владения не только знаниями, но и речью. Может, в дальнейшем ЕГЭ усовершенствуется. Меня больше беспокоит то, что в средней школе постоянно меняются программы.
- Как именно?
- Упрощаются. Помню, как мы, преподаватели, радовались, когда в конце 70-х ввели в программу Серебряный век! Потом школьники стали изучать Баратынского, Вяземского. Вводились первые уроки внеклассного чтения. Мы выбирали такие произведения, на основе которых можно было обсудить с учениками жизненно важные проблемы. Ведь если хоть частичка души ребенка дрогнет – хорошо! А сейчас программы по литературе выхолащиваются.
- Какие-нибудь нестандартные темы для сочинений предлагали ученикам?
- Каждый год я предлагала тему, прописывая которую, ученик задумывался о своей дальнейшей судьбе: «Моя будущая профессия в художественной литературе». Составлялся список книг, герои которых – геологи, шахтеры, летчики, врачи… Ребенок мог соотнести свое представление о профессии с тем, как она преподносится в литературе.
- Ваша специализация – русская литература первой трети 19-го века и детская литература. К современной литературе как относитесь?
- Не хотелось бы говорить, что вся современная литература стала низкопробной, но, к сожалению, за деньги сейчас можно опубликовать все, что угодно. Выходят книги откровенно графоманские, «ширпотребовские». За красивой обложкой может скрываться пошлость и даже безграмотность. Это отталкивает настоящего, думающего читателя. Все-таки в цензуре были свои плюсы!
- Что бы вы могли порекомендовать родителям первоклассников?
- С младшими классами не работала. Думаю, главное – приучить детей к школьной жизни. Настроить на то, что учитель будет разговаривать сразу со всеми, а не с каждым в отдельности. И надо с самого начала внушить, что медленное чтение усложнит успеваемость по всем предметам. Полезно, чтобы ребенок читал вслух! И тексты, и условия задач. Пусть ребенок слышит себя, свою речь, учится владеть интонацией. А прививать любовь к чтению надо с самого раннего детства. Необходимо читать детям вслух, читать вместе с ними. И не комиксы, а художественную литературу. Чтобы ребенок полюбил красоту, мощь родного языка. Мы, помню, не могли оторваться от книг, читали даже с фонариком под одеялом.
Сейчас идет повсеместное упрощение языка, что влечет за собой упрощение сознания. Молодежь все больше использует в речи слоганы и дежурные фразы. Противопоставить этому родители могут только внимание к своему ребенку, ежедневное общение с ним.
- А в Вашей семье как было заведено?
- Мама моя родом из Арзамаса. Она окончила сельскую церковно-приходскую школу. Не знала многих современных поэтов, но поэзию любила и читала нам наизусть: «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой…». В Омске мы жили на Линиях, в частном доме. Были и горки, и санки, и долгие зимние вечера, когда папа читал нам «Принца и нищего». Тогда-то и зародилась у меня любовь к литературе.
Сейчас готовится к школе моя внучатая племянница Вика. Мы с ней почти год переписываемся – настоящими, «бумажными» письмами. Это и учеба, и увлекательная игра. Вика переживает, что я не могу приехать к ней в гости, часто звонит и – читает по телефону стихи!
- С произведений какого автора Вы порекомендовали бы родителям начать чтение вместе с детьми, и что в данный момент читаете сами?
- Пусть начнут с маленьких рассказов Паустовского, так замечательно открывающих мир живой природы. И Александра Сергеевича Пушкина! Он всеобъемлющ и необходим для духовного развития человека вне зависимости от возраста. А я сейчас увлечена историческими романами, выходящими в серии книг «Россия державная».
Беседу вела Вероника Шелленберг