Константин Рехтин: «Надо начинать с уважения к провинциалам…»
Главный режиссер Северного драматического театра имени М.А. Ульянова Константин Рехтин вошел в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В списке членов Совета – 58 человек. Это известные режиссеры, актеры, писатели и другие деятели культуры и искусства, в основном, из Москвы и Санкт-Петербурга. Провинция представлена в Совете всего несколькими персонами.
- Константин Викторович, почему выбор пал на вас, и какие шаги вы собираетесь предпринять в качестве члена Совета?
- Все началось с истории Северного театра. Она совершенно невероятная, ведь наш коллектив возник с нуля, и не в крупном, а в провинциальном малом городе. Театр был построен, что называется, по последнему слову техники. В свое время это событие вызвало интерес у Дмитрия Анатольевича Медведева, и наш театр посетил Советник Президента РФ по культуре и искусству Юрий Константинович Лаптев. Познакомился с историей создания театра, побывал на репетиции. Был приятно удивлен уровнем нашей работы, о чем и доложил в Кремле. В результате, я был приглашен на встречу с Дмитрием Медведевым вместе с другими деятелями театрального искусства. И в продолжение того события, новый Советник Президента РФ по культуре и искусству, правнук Льва Николаевича Толстого, Владимир Ильич Толстой, предложил мне войти в Совет от Сибирского федерального округа.
- Среди членов Совета известные театральные деятели. С кем из них довелось пообщаться?
- С Олегом Табаковым мы сидели рядом за столом у Президента. Удалось поговорить на тему будущего театральной педагогики. Евгений Миронов, к моему удивлению, был рад встрече со мной, дал мне номер одного из своих «тайных» телефонов и емэйл, чтобы я мог связываться с ним напрямую. Он, как глава Ассоциации театров малых городов России, пригласил наш театр на фестиваль, который состоится в Пятигорске в мае будущего года.
- О чем еще говорили с Евгением Витальевичем?
- Если честно, я рассказывал ему о подвижнической работе нашей труппы, о том, как много мы гастролируем по области и, в противовес – о зарплатах актеров. Он был поражен дисбалансом между зарплатами и коммунальными платежами в Таре. Я и сам вижу, как актерам все сложнее становится жить в нашем городе. Они уже не мальчики, многим за 30, на одном энтузиазме далеко не уедешь…
- На заседании Совета затрагивался вопрос о состоянии культуры в регионах?
- Да. Режиссер Валерий Фокин отметил, что сегодня надо направлять политику государства и на сохранение традиций, и на поддержку новых проектов. Дословно он выразился так: «Надо защищать старые смыслы и рождать новые». Сказал, что при определенном вложении и развитии именно театр может стать центром культуры в малом городе и привел в пример Северный театр в Таре.
- У Вас есть конкретные предложения?
- Предложения пока обдумываются… Я не понаслышке знаю о состоянии сельских Домов культуры, работая в жюри областного фестиваля «Театральная весна» и выезжая с нашим театром в северные села. В каком плачевном состоянии эти учреждения! Здания ветхие, техническое оснащение скудное или устаревшее. Зимой дети сидят в зале одетыми, а мои артисты простывают на выстуженных холодом сценах! Это ужасно, это недостойно человека! Вот где требуется поддержка власти, а не отдельных меценатов, что само по себе хорошо, но глобально ничего не меняет. Кто должен заботиться о своем народе, о своих корнях, если не государство? Иначе оно перестанет существовать. Поэтому надо начинать с низов, с уважения к провинциалам. Дать им возможность жить полноценной жизнью, иметь доступ к культурным ценностям, мировым и национальным. Как у человека зародится чувство патриотизма, если он не поймет, что должен сам чтото сделать для родной земли? Я начал составлять список сельских клубов и Домов культуры, отмечая, где и какое положение, а оно порою просто катастрофическое.
- Вы будете «инспектировать» только Тарский район?
- Нет! Всю Омскую область – полномочия позволяют.
- Как обычно, благие намерения упрутся в вопрос финансирования?
- Конечно. На культуру должны тратиться деньги из бюджета. Это в интересах государства, ведь без культуры не будет развиваться ни экономика, ни политика. Кстати, об этом говорил и Владимир Путин на заседании Совета.
- Кроме денежных вливаний, нужно сделать чтото еще?
- Думаю, необходимо проанализировать кадровый состав от директоров Домов культуры до худруков. Недавно я провел анкетирование, и оказалось, что управленцы в сфере культуры, в основном, не имеют профильного образования. Они могут даже не понимать, что нужно делать, не в состоянии аргументировано, грамотно поговорить с главой своего района, чтобы добиться того, что нужно. Когда управляют профессионалы – другая, более отрадная картина, как, например, в Называевском районе, где комитет культуры возглавляет Людмила Николаевна Иванова – выпускница Алтайской Академии культуры и искусства.
- А состояние тарской культуры по сравнению с другими районами?
- Более-менее, на мой взгляд. Прилично выглядят Дом культуры и школа искусств. Школе предоставлены прекрасные, только что отремонтированные помещения. В селах, конечно, дела обстоят хуже.
- Члены президентского Совета работают безвозмездно?
- Да. Оплачивается только проезд и проживание в Москве на время заседаний.
- Занимаясь проблемами областного масштаба, режиссуру не отставите на второй план?
- Нет, конечно. Это главная моя работа. Сейчас идет и не просто работа над спектаклем «Тартюф». Мы впервые взяли такой сложный, многоуровневый материал. Я сожалею даже, что у нас как в той пословице: не было ни гроша, да вдруг алтын – одна за другой поездки, когда надо бы находиться дома и репетировать. Только что закончились гастроли в Омске, на следующей неделе наш театр ждут на «Липецких театральных встречах». Для нас важно – показать достойно спектакль «Нешуточки» на этом международном фестивале, хотя «Тартюф» – основное на данном этапе. Этим спектаклем мы будем открывать 14 ноября фестиваль «Сотоварищи», посвященный 85-летию Михаила Александровича Ульянова, в день, когда ему откроется памятник возле нашего театра.
- Тарский театр в Таре не застать! Недаром мы с вами встретились в омском «Арлекине». Я вижу, что омичи радушно принимают тарчан. А как у Северного театра складывается сотрудничество с омскими театрами?
- Прекрасно! Несколько раз в год мы приезжаем в Омск на гастроли и играем свои спектакли на площадках разных театров, но особенно теплые отношения сложились с театром «Арлекин». Хотелось бы продолжить опыт сотрудничества с омскими артистами. Ведь у нас сложилась прекрасная компания, когда мы ставили «Обыкновенную историю»: Валерий Алексеев, Татьяна Прокопьева, Татьяна Филоненко. Тогда Александр Горбунов, как исполнитель главной роли, работал в одном ансамбле с артистами Омского Академического театра драмы.
- Правда ли, что Александр Горбунов уволился из театра?
- Нет. И мы не хотим, чтобы он уходил, для нас это была бы огромная потеря! В настоящий момент Саша выехал вместе с другими артистами на фестиваль «Липецкие театральные встречи».
- Какие фестивали и гастроли значатся в планах Северного театра в ближайшее время?
- В ноябре состоятся гастроли в Кемеровскую область, в январе – в Омск, в апреле возможны поездки в Петербург и Братск. В мае участвуем в фестивалях в Мелихово и в Пятигорске. В августе предстоят 10-дневные гастроли в Одессе, а в сентябре нас ждут на Чеховском фестивале в Таганроге. Только что мы получили подтверждение на участие Северного театра в фестивале в Украине в октябре 2013 года.
Беседу вела Вероника ШЕЛЛЕНБЕРГ