«Попкорм» на языке и экране
«Теперь будем ходить в кино, купим там попкорма…». Это не ошибка. Так говорила одна милая дама, отличная домохозяйка, чей муж днями и ночами пропадает на работе, а она немного скучает, коротая дни с утра до вечера в хлопотах за маленьким ребенком.
И вот пришло в Тару большое кино, а вместе с ним и «попкорм», вернее, попкорн, в перевода с английского – воздушная кукуруза. Как и сотни любопытствующих земляков, я побывал в киноцентре «Авиатор» в первые дни его работы. За поход с сыном на мультик 3 D на сеанс в 16 часов дня мы выложили 420 рублей. Однако… На следующий день мы были на детском спектакле в Северном театре, рядом с которым находится киноцентр. Билет на красочную сценическую постановку, на искусство, так сказать, в живую, стоил 60 рублей.
Никого не хочу обидеть, но на «попкорм» на экране в виде анимационного фильма о похождениях трех богатырей или какихто других героев я теперь вряд ли пойду даже задаром. Ну, не мой это вид досуга! Не хочу и попкорн употреблять ведерками в процессе постижения «прекрасного». Мне нужна работа для души, важна суть, даже если она выражена черно-белым языком, но киноискусства, а не ширпотреба в яркой обертке, что составляет сегодня основу репертуара российских сетей кинопроката. Пока «Авиатор» – звено в коммерческой киносети, наподобие торговой, куда централизованно поступают одинаковые продукты потребления. В этом смысле он мало отличается от супермаркетов различных фирм с одинаковыми товарами от Калининграда до Владивостока. Одни дают хлеб, другие – зрелище… И идеология потребления от пуза и для пуза процветает.
Конечно, молодцы наши предприниматели, что без всякой поддержки со стороны власти (им даже в минимальном гранте в качестве господдержки отказали) осуществили столь грандиозный проект. Но, не секрет для специалистов, что подобные мультиплексы, как «Авиатор», не окупаются за счет демонстрации высокохудожественных фильмов, в лучшем случае, их спасают «ужастики», убогие комедии и прочая массовая попкорновая киножвачка, а фактически они экономически выживают только за счет своей инфраструктуры – баров, кафе, игровых комнат для детей, боулингов и прочих развлечений. И хозяевам киноцентра придется наполнять «Авиатор» всей этой потребительской мишурой, чтобы он однажды не совершил аварийную посадку, выработав весь запас топлива…
Но, на мой взгляд, кинотеатр, претендуя на место тусовки любителей попкорна, фастфуда и прочей гастрономии, всетаки должен стремиться попасть в ряд культурных центров Тары, сродни Северному театру, художественному музею, библиотеке. Не знаю, за счет чего это произойдет. Появится ли тут клуб любителей кино, киногалерея нашего земляка Михаила Ульянова, какая-то дискуссионная площадка для тарского студенчества или концертная – для рок-групп или музыкантов более классического направления? А может, «Авиатор» выступит с инициативой проведения фестиваля? Например, документального кино о судьбах малых городов Сибири и России или анимационных фильмов для детей, или конкурса фильмов, снятых омскимитарскими-сибирскими студентами и т.д. Для начала можно провести, например, смотр видеосюжетов, которые снимают тарчане. Ведь снимают! И город родной, свадьбы, путешествия, таежное зверье. Объединяйтесь, видеолюбители! Создайте тарский вариант программы «Сам себе режиссер»! Богатый архив есть у местной телестудии. На эту тему можно и нужно долго фантазировать. Ясно одно, предпринимателям надо входить в контакт с культурными ведомствами города и района, а тем думать, как сугубо коммерческому киноцентру оказывать бюджетную поддержку для того, чтобы наполнять его содержанием, чтобы оно не ограничивалось попкорном. Иначе зачем было затевать полет? Не ради же большого или малого ведра с воздушной кукурузой…
Сергей МАЛЬГАВКО