logo2.jpg, 39kB
2553 14.02.2013 17:35

Балетный характер

Что такое «балетный характер»? По определению Светланы ПОНОМАРЕВОЙ – воля, дисциплина, трудолюбие, одержимость в работе, и, в то же время, – вдохновение, полет. Светлана Пономарева – главный балетмейстер Омского государственного детского ансамбля, заслуженный работник культуры РФ и – коренная тарчанка. Уже несколько лет известный тарский хореограф живет в Омске, но в родной Таре ее помнят и любят, а как иначе? Пономарева организовала и вырастила в Тарской детской школе искусств образцовый хореографический ансамбль «Школьные годы» – на тот момент лучший коллектив сибирского региона. В 2006 году ее пригласили в Омск – участвовать в создании нового детского ансамбля. Для Светланы началась разъездная пора. Каждую неделю она курсировала между городами, работала в бешеном ритме почти без выходных, и балетный характер с честью выдерживал испытание. В Таре Светлана вела занятия в школе искусств и в группе шейпинга. В Омске проводила кастинги, встречи, интервью, занималась постановочной работой, вела беседы с родителями. Ведь, принимая в ансамбль ребенка, Пономарева «записывает» туда его папу с мамой – самых незаменимых помощников педагога.

Сегодня Омский государственный детский ансамбль обладает оригинальным репертуаром и объединяет хоровую, танцевальную группы и оркестр народных инструментов. Как говорит директор ансамбля Александр Беленя, балетмейстерский талант Светланы Пономаревой был признан еще в Таре, а в полную силу проявился за годы работы в Омском ансамбле. Пономарева – уникальный хореограф­постановщик, признанный мэтр своего дела. Она создала каскад новых номеров: «Спортивная сюита», «Маленький детектив», «Маланьины бобы» и другие, заслуживших высокую оценку жюри на международных конкурсах в Болгарии, Италии, Китае.

Мы встретились со Светланой в балетном классе Омского государственного детского ансамбля в редкую для нее свободную минуту.

- Светлана Владимировна, как вы создаете хореографическую композицию?

- Некоторые мои номера рождаются сразу, некоторые – интерпретируются из репертуарного багажа, но ничто не повторяется дважды. Номер переосмысливается, да и другой исполнительский состав диктует перемены. Например, есть общие хореографические моменты в композиции «Зима», показанной на юбилейном концерте в прошлом году, и одноименном номере, который я ставила в Таре. Теперь у «Зимы» сюитная форма, основанная на замечательной инструментальной пьесе, исполненной оркестром ансамбля, и большое количество участников – почти 50 детей. Всего в моей танцевальной группе 90 детей.

Большой коллектив Омского государственного детского ансамбля предполагает общие задумки. У нас есть режиссер и художественный совет, на котором обсуждается программа. Приветствуется триединство: хор, оркестр и балет. Тем не менее у каждого отделения есть свои номера. В балетном номере, прежде всего, должна быть драматургия. Смысл, выраженный языком танца. В августе 2012 года мы выступали на Международном детском и юношеском фестивале­конкурсе «Когда мы вместе» в оздоровительном центре «Орленок» в Туапсе. Как всегда, наш коллектив завоевал «Гран­При» во всех номинациях: хореография, вокал, инструментальная музыка. Кроме того, специалисты особо отметили, какие наши дети замечательные актеры, понимающие, зачем они на сцене!

Сейчас я поставила новый номер «Акварель» на музыку российского балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского. Материал очень сложный, но такой захватывающий! Звучит один инструмент, а кажется – целый оркестр. Номер получился трепетный, нежный, его главная тема – ожидание чуда. В композиции участвуют только девочки. Чего они ждут – сказки? Или когда каждая из них станет красавицей? Все чувства можно выразить пластикой танца.

- Кто из тарских звездочек последовал за вами в Омск?

- Виктория Кискина и Иван Никитин – талантливые, целеустремленные танцоры. На VII Международном фестивале­конкурсе «Единство России» они были удостоены «Гран­при» как лучшая сольная пара в составе ансамбля «Школьные годы». Когда создавался государственный ансамбль, поехали за мной, окончили в Омске повторно школу искусств, а сейчас учатся на факультете хореографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Виктория и Иван – самые молодые педагоги-репетиторы в ансамбле. Это здорово, когда в коллективе есть свои воспитанники, прекрасно знающие репертуар, вникающие во все нюансы. Работают с младшими и старшими группами. Дети прислушиваются к ним, называют по имени­отчеству.

Когда создавался ансамбль, педагогов­репетиров для танцевальной группы я выбирала сама. Пригласила Елену Маликову, мою выпускницу в Тарской школе искусств. Она – ведущий педагог по классическому танцу в Омском училище культуры и искусства и совмещает эту работу с работой в нашем ансамбле с момента его создания.

- А ваши собственные дети?

- Сын Константин, выпускник Тарской школы искусств, отучился на кафедре хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Сейчас живет в Тюмени. Жена Константина тоже балетмейстер, и они начинают создавать свой танцевальный коллектив, как я когда­то. Моя дочь Юлиана – солистка нашего ансамбля.

- Дети пошли по вашим стопам. Ваши родители тоже из творческой среды?

- Папа, Владимир Петрович, был специалистом по бытовой технике. Мама, Мира Александровна, работала воспитателем в детском саду. Я старалась ходить к маме на все утренники. Она придумывала интересные сценарии, умела привнести в работу оригинальность и новизну. От нее столько творчества исходило! Видимо, мне это передалось. Папа, хотя и был далек от искусства, в душе стремился к прекрасному. Так бывает, – ко мне часто приходят талантливые детки, родители которых ничем подобным не занимаются. Они далеки от спорта и искусства, но всю жизнь лелеяли мечту, чтобы дети раскрылись в творчестве.

Мама осталась жить в Таре и часто приезжает к нам. Она – боевой, энергичный человек. Интересуется делами в ансамбле, приходит на концерты.

- Почему вы не сделали сольную артистическую карьеру, а нацелились на преподавание?

- Желание быть балетмейстером проснулось в институте. Когда я увидела создание танца изнутри, у меня появился особый интерес к балетмейстерской работе. Для меня танец – полет и муки творчества. И – много работы, всегда очень много работы! Все что ставлю – показываю своим ученикам сама, от первого до последнего па. Даже манеру мужского танца продемонстрирую. Но главная моя радость как балетмейстера – увидеть полет вдохновения в исполнении детей. Быть причастной к счастью творчества.

-Тяжело было расставаться с Тарой?

- Карьерный рост мне дался не просто, ведь нельзя открыть одну дверь, не закрыв при этом другую. Сложно было расставаться с дорогим для меня тарским коллективом. Хорошо, что семья одобрила перемену места работы, хорошо, что мама поддержала.

- Вы часто приезжаете в гости к маме?

- К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Занятость очень большая. Дети, поступающие на балетное отделения в наш ансамбль, автоматически становятся учащимися хореографического отделения школы искусств, созданной на базе музыкального училища им. В. Я. Шебалина. Я заведую отделением хореографии и преподаю народно­сценический танец в этой школе.

- Ансамбль привозили в родной город?

- Как это ни парадоксально, Тарский район – единственный, где мы не были с концертами! Не знаю, почему, но точно не по нашей вине! Ансамбль во все районы зовут и замечательно принимают. К тому же, подготовлена специальная программа, с которой мы выступаем в детских домах. К таким встречам артисты готовятся особо: собирают для детдомовских воспитанников книги, игрушки, вещи. Надеюсь, в скором будущем мы побываем в детском доме им. Д. М. Карбышева. Моим танцорам давно хочется в Тару, ведь я столько о ней рассказываю: как преподавала в школе искусств, как тарские ребята покорили Москву!

- Вы часто бываете в столице. Есть хореографы, на которых равняетесь?

- Для меня кумир – балетмейстер Игорь Моисеев. Неоднократно была на семинарах студии при Государственном академическом ансамбле им. Игоря Моисеева в Москве.

- Из сельских районов много детей в ансамбле?

- Первоначально мы мечтали, что организуемся по принципу Школы олимпийского резерва, где воспитываются талантливые юные спортсмены со всей области. К сожалению, пока такой возможности нет, и детей из сел и райцентров не так много, как могло быть. А в одной только Таре сколько талантов!

- К родному городу у вас сохранилось трепетное отношение?…

- Да! Но и без Омска уже не могу жить, у меня здесь много друзей, любимая работа. Приезжаю в Тару – скучаю по Омску. А Тара – навсегда единственная, любимая. Здесь я начала танцевать…

Беседу вела Вероника ШЕЛЛЕНБЕРГ

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

© 2012 - 2019, ООО РИА «Тарский курьер»
© Все права защищены.

Редактор – Сергей Мальгавко,
тел. (38171) 2-35-33.

Редакция: 646530, Омская область, г. Тара, ул. Дзержинского,7
ИА «Тарский курьер» - районный информационный интернет-портал. Тара и Тарский район Омской области в режиме online - новости о жизни города и района. Экономика, новости политики, бизнес, сельская жизнь, спорт, культура, происшествия. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами ИА «Тарский курьер», принадлежат ООО РИА «Тарский курьер».

Вся информация, размещенная на сайте www.tktara.ru, охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.tktara.ru. При цитировании материалов ИА «Тарский курьер» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.tktara.ru.

Представителем авторов публикаций является ООО РИА «Тарский курьер». Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
18+
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам, младше 18.


Яндекс цитирования