Иногда лучше молчать, чем говорить
КАК-ТО гуляла с дочкой в сквере Победы. Почему-то это единственное место в городе, куда с наступлением тепла можно выйти с ребенком, не боясь, что он попадет под машину, рухнет в открытый канализационный люк или будет облаян собаками. Странно, что наш Парк культуры и отдыха открывается строго к определенной дате, например, к 9 мая, словно в другие дни люди не хотят гулять. Но речь не об этом.
В сквере Победы сидела компания молодых людей, парни и девчонки пили пиво и матерились даже не через слово. Мат был их родным языком, чувствовалось, что он им привычен и по-другому общаться они просто не умеют. Стало так противно, что я, взрослая женщина, терплю это сквернословие и не решаюсь сделать им замечание. У меня маленький ребенок, не хотелось при дочери затевать свару, тем более, неизвестно, как поведет себя наша «культурная молодежь» в ответ на мое обращение.
Теперь вы поймете, почему я решила поехать в Омск, когда узнала, что там будет проходить кинофестиваль дебютов «Движение». Нашла в Интернете программу, узнала, что билеты можно бесплатно взять в кассах киноцентров и попросила подругу, которая живет в Омске, забронировать билеты на какой-нибудь фильм. Хотелось отдохнуть от обыденности, от нашей специфической тарской уличной культуры, хотелось глотка духовности.
К сожалению, я смогла вырваться в Омск всего на один день. Ребенок, работа… В программе было много интересных фильмов, в том числе советского периода, и даже немых картин, но нам достались билеты на фильм режиссеров Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю». И вот мы, четыре замужних барышни, сидим в кинотеатре. На экране незатейливая повесть о жизни парней с рабочей окраины города Азова Ростовской области. Они работают на заводе, спят с девушками, конфликтуют с родителями и общаются. На том же языке, на каком общаются подростки в тарском сквере Победы. Парни и девушки употребляют в разговоре только мат в чистом виде. Если бы это перекрывалось звуком «пи», то смотреть фильм было бы невозможно. Он бы превратился в сплошное «ПИ», ведь режиссеры показывали жизнь, как она есть, без купюр. Возможно, в этом есть какой-то особый смысл. Может быть, такие фильмы имеют право на существование. Но я так и не поняла – зачем проехала 600 километров (300 км – до Омска и столько же обратно)? Все, что я увидела в кинотеатре «Маяковский», я могу лицезреть каждый день в родном городе, едва выйду на улицу.
Неудобно было встать и уйти с середины сеанса, поэтому мы досмотрели картину до конца. Но еще неудобнее было семейной паре, сидящей в соседнем ряду, что пришли на просмотр с дочерью лет десяти! Как ее пропустили, не знаю. После я обратила внимание, что на билете была пометка «+18». Когда в зале зажегся свет, отец девочки встал и на весь зал сказал: «Дай Бог здоровья режиссеру фильма!». Зрители рассмеялись, и атмосфера несколько разрядилась. А я после просмотра зашла в соседний зал и посмотрела немую комедию Александра Довженко «Ягодка любви», которая была снята в 1926 году. Посмеялась от души и в очередной раз пришла к убеждению: иногда лучше молчать, чем говорить.
Кстати, говорят, что на проведение фестиваля ушло 20 млн. рублей, из них 5 млн. выделило министерство культуры Омской области…
Инна КРИЧЕНКО, г. Тара