Дорожный экстрим за 500 рублей
Я уже давно покупаю авиа и ж/д билеты через Интернет. Недавно понадобилось съездить в Красноярку, есть такое село в Омском районе. Включила компьютер и нашла сайт, где можно купить билет на любой автобус или ГАЗель, идущие с Омского автовокзала. Правда, пришлось заплатить 10 процентов от стоимости проездного документа за услуги, поэтому обратный билет в Тару я решила купить без помощи виртуальной паутины. Все равно буду на Омском вокзале, приобрету в кассе…
На автовокзале был предпраздничный аврал. Перед Днем Победы в огромных очередях к кассам стояли студенты и другие граждане, спешившие на побывку к родственникам. Отдельно шумела очередь к льготной кассе. Пенсионерки пытались выпихнуть из плотного строя здорового детину, который божился, что он тоже инвалид, только удостоверение дома забыл и требовал у кассира шесть билетов до Саргатки. Неподалеку наблюдали за разгорающимся скандалом его приятели – парни хипповатого вида с гитарами.
Я подошла к начальнику смены и спросила: «Почему работают всего 3 кассы из 10?».
- Куда вам нужен билет, - устало спросил дяденька в форме.
- В Тару.
Он пощелкал клавишами и обрадовал:
- Билетов на сегодня нет.
Пришлось идти на поклон к частникам. На пятачке, где обычно забирают людей тарские маршрутки, народу было порядочно. Люди спорили, сколько ГАЗелей придет по случаю праздника: одна или две. К пяти часам вечера подъехал новенький микроавтобус, и мы, порядком уставшие от ожидания, бросились к нему.
Водитель и не думал открывать дверь:
- С ума сошли? Куда лезете, вон ваш транспорт, - махнул он в строну подползавшей к бордюру видавшей виды ГАЗели.
С сомнением осматривая колымагу, мы принялись рассаживаться на скрипучие неудобные сиденья. Всем мест не хватило, но сборщик денег, а на импортном микроавтобусе приехал именно он, успокоил оставшихся, что скоро подъедут еще две машины. Что ж, у частников неплохой нюх на деньги. В предпраздничные дни выставили всю имеющуюся технику, не то что официальный перевозчик.
- А почему у вас билет стоит 500 рублей, а на вокзале 414? - удивился один из пассажиров.
- Не нравится цена, иди и покупай в кассе.
Вопросов больше не было, как и билетов. Водитель собрал с каждого по полтысячи, отдал деньги дяденьке из микроавтобуса, положил голову на руль и притих. Прошло полчаса. Ситуация была дурацкая, деньги мы отдали, проездных документов на руках нет, две ГАЗели, что пришли вслед за нашей колымагой, уже загрузились под завязку и уехали, а мы все чего-то ждали.
- Когда поедем-то, - не выдержал один из пассажиров, у которого как на грех разболелись зубы.
- Сейчас один мужик должен подойти, махнул рукой куда-то в сторону наш водитель…
Наконец «мужик» пришел. Заставил сумками весь салон и сел в кабину рядом с шофером. Еще в наш транспорт загрузили рулоны баннеров, которые потом вывесили в тарском Парке культуры.
В 17.30 мы, наконец, покинули славный город Омск. Через три часа добрались до Саргатки. Я думала, будем ехать дольше. Уже проехав любинское кольцо, водитель вдруг развернулся и помчался обратно, коротко бросив: «Я на заправку».
- Признавайтесь, кто сегодня согрешил, раз нам так не повезло с транспортом, - веселилась моя соседка…
Подъехав к заправке, выяснилось, что сигнал SOS подала другая тарская ГАЗель, которая сломалась в дороге. Но пока мы спешили на помощь, ее водитель уже справился с поломкой и уехал.
Мы развернулись и опять двинулись в сторону дома. Правда, наш путь был недолгим...
- Старший лейтенант,.. - дальше обычная невнятная скороговорка гаишника. - Что же вы, товарищ водитель, нарушаете? Здесь скорость не больше 40 км в час, а вы прете 80. И нашего водителя под белы рученьки увели в полицейский автомобиль составлять протокол.
Мы стояли на обочине и обменивались впечатлениями. Худощавый парень нервно утаптывал траву и кричал в мобильник: «Вот, блин, умудрился же сесть в это ведро с болтами, идите к солдату без меня, я по-любому опоздаю».
Выяснилось, что наш товарищ по несчастью хотел попасть на акцию «Слушай память», она как раз проводилась 8 мая у Сквера Победы. Я посмотрела на него уважительно: патриот! Мои планы были попроще, живой бы до дома добраться…
Дальше мы передвигались пунктиром. 100 метров ехали, 20 минут стояли. У Саргатки машина заглохла надолго.
Водитель задумчиво смотрел в чрево капота. Надвигались сумерки. Пассажир, маявшийся зубной болью, решительно отодвинул нашего шофера, чего-то там наживую скрутил, связал, и машина завелась.
В темноте мы собрали все дорожные кочки и ямы, но в Тару доехали без остановок, и глубокой ночью я наконец переступила порог родной квартиры.
На следующий день позвонила на автовокзал и спросила, кому принадлежит газель под номером Р516ХК?
- Индивидуальному предпринимателю Гукасяну.
- У вас нет его телефона?
- Все данные о перевозчике должны быть в салоне ГАЗели, - ответила диспетчер.
Ну да, что Хачик Манукович дурак оставлять свои координаты в раздолбанной маршрутке? Чтобы в час ночи 15 пассажиров позвонили ему и сказали все, что они думают о качестве услуг, оказываемых его предприятием. В самом деле, что можно ответить на вопрос: «Почему вы посылаете в рейс неисправную машину, подвергаете опасности жизнь людей, да еще не стесняетесь брать за это повышенную плату?».
К чему я все это пишу? Дороги наши лучше не станут, а значит, частные перевозчики вряд ли выставят на маршруты мерседесы или тойоты. Да и контролирующие органы не кинутся скопом проверять частников и лишать их лицензий за перевозку людей на «ведрах с болтами». Законникам нельзя кошмарить бизнес, хотя кошмарят, но не всякий и не всегда. Чаще достается тому, который прозрачен и законопослушен. Так что выход один – заказывайте билеты через Интернет. Сплошные плюсы: нашли удобное время и место в автобусе, оплатили с помощью банковской карточки или мобильного телефона, пришли на посадку и пользуетесь всеми правами законного пассажира, в том числе и на получение страховки в случае несчастного случая. В конечном итоге, и время сэкономите, и деньги. Я уж не говорю о безопасности…
Марина Елисеева