Все ученики Надежды
Почти десять лет Надежда Макарова спасает от закрытия начальную школу в малой деревне.
- У нас в Машканке – три первоклассника, а в соседнем селе Усть-Тара – всего два, – с гордостью говорит единственный учитель деревенской начальной школы Надежда Макарова.
И ей есть чем гордиться. Почти десять лет она спасает от закрытия свою школу.
Сама Надежда Федоровна родом из города. В юности не думала, что будет воспитывать четверых детей, доить корову и жить в деревне, куда даже автобусы не ходят. Но в середине 90-х годов для молодой учительницы не нашлось места в тарских школах, и ее уговорили поехать в Машканку. Оттуда уехал педагог, и летние каникулы у ребятишек затянулись до октября.
Она приехала в деревню с маленьким сыном и нашла здесь мужа, а для своего Славки – папу.
Еще через десять лет, в 2005 году, по стране пошла волна модернизации образования. «Неперспективные» школы в малых деревнях стали закрывать. Закрыли бы и Машканскую школу, так как в том году в деревне не нашлось ни одного ребенка старше 6,5 лет. И Надежда пошла по соседям, у которых подрастали дети помладше, просить, чтобы родители согласились отдать их в первый класс. Аргумент был один: «Если сейчас школу закроют, потом уже не откроют…».
Поняли ее и в районном комитете по образованию и дали разрешение на обучение малышей, которым по закону еще полгода можно было бы сидеть дома. Прежний руководитель комитета Аркадий Котунов, смеясь, рассказывал на сельском сходе граждан в Усть-Таре, как надо спасать школы. А Надежда Федоровна задумалась: если подобная ситуация повторится в будущем? И решила увеличивать число будущих школяров в Машканке...
- Нет, вы не подумайте, что мы с мужем взяли приемных ребятишек только ради школы, говорит Надежда. – Славка подрастал, очень хотелось дочку…
Но в их дом пришли сыновья – Игорь и Сергей. Они уже побывали в приемной семье, но не прижились там. А к Машканке и новой семье прикипели настолько, что с неохотой уезжают отсюда даже в летний лагерь. Потом в доме Макаровых появилась маленькая Анюта. Сейчас она – первоклассница Машканской начальной школы, а Игорь и Сережа уже ездят учиться в село Нагорное – в среднюю школу.
У Надежды все по-прежнему: каждое утро по заснеженной тропинке она идет в свою школу, где ведет уроки сразу в трех классах: первом, втором и третьем. Устает. Говорит, когда приходит домой, в голове полная каша, но надо переключаться на домашние заботы.
Когда мы были в гостях у Макаровых, у ее ребятишек случился очередной праздник: ощенилась любимая такса, и они пытались по слепым мордашкам щенков определить, в кого они пошли: в маму или беспородного хозяйского пса.
Надежда улыбается: «Повезло нам с мальчишками. Уедешь в Тару, они и печку затопят, и скотину обиходят. И вообще в деревне им лучше: летом пойдут за ягодами, а я в окошко вижу, где они и что делают…».
Надежда отогрела души троих приемных детей и спасла деревенскую школу. Поступила так, как подсказало сердце, но, по сути, проявила государственное мышление, ведь известно, что закрывается школа – разъезжается деревня. Но государство часто поступает иначе, ведь реформа в образовании нацелена и на закрытие малокомплектных школ. Мол, они (а не вороватые чиновники и олигархи!) разоряют бюджет. А если честно, то месячная зарплата некоторых «слуг» народа сегодня больше, чем сумма годового содержания школы в Машканке. И по этим фото видно, как «шикует» малая школа, что похожа на деревенскую избу из позапрошлого века.
На учительскую зарплату, говорит Надежда Макарова, ее не отремонтируешь, но, может быть, в новом году, крохи из миллионов на инновации и модернизации достанутся ее школе? Неужели Россия, область, наш район обеднеют, если у машканских учеников появится новая школьная доска, компьютер и нормальное кухонное оборудование для завтраков?