logo2.jpg, 39kB

2211 21.04.2013 15:21

Город без будущего?

Стоит ли печалиться и ставить крест на Таре только потому, что в ней не будет фабричных труб и заводских проходных? Минусы города, удаленного от областного центра, могут стать его плюсами в век глобализации, если комплексное развитие района будет идти не самотеком, а по программе стратегического развития с учетом современных рыночных реалий и выигрышных «фишек» Тары. Но такой программы нет, словно Тара стала городом без будущего.

28 марта редакция газеты инициировала встречу с депутатами Совета Тарского городского поселения. Обсуждался вопрос о стратегии развития города. Впрочем, на первых минутах разговора выяснилось, что будущее Тары всерьез не просчитано. Внятной социально­экономической стратегии на перспективу в 10-20 лет у нашего города просто нет. Администрация и народные избранники за чередой текущих проблем, которые наслаиваются одна на другую, фактически не могут назвать сегодня приоритетные направления развития Тары. Куда двигаться, что делать, на что нацеливать общественность и бизнес, чтобы наш город элементарно выжил в рыночных условиях?


В роли нелюбимого пасынка

Ответов нет, но наш «круглый стол» с депутатами не был бесполезным. Сообща все­таки удалось обозначить темы, которые должны быть вынесены на общественное обсуждение, хорошо изучены специалистами, а потом учтены при разработке стратегии развития Тары.

В первую очередь депутаты обозначили финансовую проблему. Председатель горсовета Владимир Казец резюмировал: «Чтобы город развивался, надо увеличивать его налоговую базу. На сегодня городской бюджет по собственным доходам составляет около 29 миллионов, а бюджет района – 240 миллионов в год. От собираемого с территории города и района НДФЛ всего 10 процентов отчисляется в городской бюджет, а в районный – 77%. Соответственно, бюджетных средств на жителя Тары приходится в разы меньше, чем на среднестатистического районного жителя. Чтобы поддержать город, доходы должны делиться, исходя из численности населения».

Как просто: все взять и поделить! Это не самый эффективный способ управления. К тому же, район не хочет делиться с городом. Иногда даже складывается впечатление, что районная власть считает Тару чужой, если не вражеской территорией, поэтому, чем хуже дела у городского поселения, будь то проблемы с коммуналкой, общественным транспортом или вывозкой снега, тем милее социальное напряжение для руководства района.

Вот последний пример противостояния – на этот раз в деле распределения средств из областного бюджета на ремонт дорог грядущим летом.

С прошлого года регион стал выделять районам деньги по данной статье, причем всем поровну – по 5 миллионов рублей. Мэры городов­райцентров посчитали такую уравниловку несправедливой. Дорожную сеть Тары или Калачинска (протяженность, нагрузку на нее) некорректно сравнивать и ремонтировать за те же деньги, что выделяются райцентрам-селам Колосовке, Знаменскому или Большим Укам. Главы администраций городских поселений, а главным зачинщиком и ходоком в этом деле был тарский мэр Евгений Михеев, обратились в региональный минстрой и к губернатору о выделении на 2013 год более солидных траншей районам, центрами которых являются города. Их аргументы были услышаны. Вместо 5 млн. рублей, как всем сельским районам, Тарскому, Калачинскому, Исилькульскому, Тюкалинскому, Называевскому выделено по 8 миллионов. То есть с прибавкой в 3 дополнительных миллиона на ремонт дорог именно в малых городах. Эти средства, плюс те самые 5 млн., что поступают в каждый район, должны быть распределены между городским (где они есть) и сельскими поселениями. Вроде все ясно, но только не для главы Тарского района Сергея Зуйкова. Ему в очередной раз захотелось показать, кто в доме хозяин, поэтому он предложил городу освоить всего 1 млн. рублей. Парадокс ситуации еще и в том, что Сергей Васильевич не приложил никаких усилий, чтобы в район поступили «дорожные» деньги с плюсом. Их выхлопотал Михеев, но распределяет Зуйков. На очередное обращение граждан по поводу ям на тарских автомагистралях он привычно ответит: «Это не в нашей компетенции…».

Предполагаемый разговор с депутатами о стратегии развития Тары постоянно, как говорится, переходил на личности, вязнул в текущих проблемах… От радикальных предложений, передать все полномочия города – коммуналку, разбитые дороги – району, звучали и более здравые, например, открыто обозначать в средствах массовой информации позицию горсовета по ключевым моментам местной жизни, чтобы горожане знали, кто работает во благо Тары, а кто тормозит ее развитие, и почему городское поселение, где проживает больше людей, чем во всех вместе взятых сельских, становится нелюбимым пасынком района.

Возникла и тема создания Общественной палаты Тары, о чем заявлял Е.Г. Михеев во время выборов на должность мэра. От разговоров денег в казне вряд ли существенно прибавится, но, возможно, Общественная палата, куда войдут люди не по партийному признаку, усилит значение общественного мнения при принятии решений органами исполнительной власти, поможет найти точки соприкосновения городской и районной власти? Есть резон и в словах В.Н. Казеца: «Лоббировать интересы города в органах районного самоуправления могут и должны депутаты районного совета, которые избраны по городским округам. Наша задача – организовать с ними встречу и объединить наши усилия».


Таре не грозит индустриализация

Перераспределение доходов на местном уровне не решает главной проблемы при стратегическом планировании, а она такова: надо ли реанимировать «свернутые» промышленные объекты, надо ли открывать новые или стоит поискать для города иной путь развития, иной источник доходов? Есть ли вообще у Тары экономическое будущее? Город и район, стратеги-экономисты, что ныне рулят процессом их развития, кажется, по-прежнему живут понятиями канувшей в небытие экономики с причитаниями по разрушенным предприятиям, что были планово­убыточными в советское время. Но сегодня уже доказано учеными и практикой, что рентабельное промышленное производство с системными поставками, сбытом, передовыми технологиями, квалифицированными кадрами возможно при вписывании его в логистические схемы на максимальном расстоянии в 150 км от крупного города. Согласно путинской стратегии, озвученной в его предвыборных статьях, ставка делается на развитие мегаполисов и обустройство инфраструктуры в радиусе 50 км от них. А значит, хотим мы того или нет, у Тары нет перспектив открытия серьезных производств в обозримые сроки на 20 и более лет, учитывая проблемы с недоразвитой инфраструктурой – дорогой коммуналкой, дефицитом электроэнергии для промышленных целей, с чем столкнулись разработчики циркон-ильменитового месторождения, свернутой газификацией, отсутствием железной дороги и нормальных автомагистралей, останками речного порта и закрытой нефтебазой.

И нет ничего удивительного в том, что промышленные стройки ведутся в Омске или ближних от него райцентрах. Частным инвесторам нужны не убытки, а плановая прибыль. Новые производства размещаются в Кормиловке, Калачинске, что связаны с областным центром, страной и миром железнодорожной пуповиной. Перспективы появляются у Азово, Таврического, других поселков и сел, расположенных вблизи Омска.

Что же делать Таре, которая удалена от Омска на 300 км и лишена железной дороги, где производство невыгодно. Понимает ли это и что предлагает наша власть в данных условиях? Как намерена позиционировать Тару?

Пока социально­экономическое развитие города и района идет самотеком. Мы занимаемся всем и сразу, а значит, всерьез – ничем, и куда кривая выведет, не знаем. То на переработку молока делаем ставку, то лен объявляем приоритетом, то – грибы и ягоды. Гадаем, кому из предпринимателей давать гранты, – тем, кто валит лес, или тем, кто из него окна и двери делает, хотя, будь стратегия развития, может быть, бюджетную поддержку надо оказывать тем, кто его растит и бережет или очищает от мусора.

Сначала раздаем направо и налево землю под строительство индивидуального жилья в Таре, превращая ее в большую деревню, а потом вдруг понимаем, что у нас нет сил и средств даже на содержание центральных улиц. Тем не менее мы упорно множим новые – без света, асфальта, водоснабжения и ливневой канализации, а кто­то уже предлагает Таре шагнуть за объездную дорогу. Но разумно ли удлинять протяженность улиц и коммуникаций в городе, где сплошные прорехи в бюджете, где в центре немало пустырей, заброшенных и неосваиваемых годами территорий? Может, надо делать акцент на строительство многоквартирного жилья, а не индивидуального? Во всем мире роскошь проживания в отдельных домах за городом могут позволить себе только обеспеченные люди. На их деньги и обустраиваются эти элитные зоны и поселки. Но как будут хорошеть и обрастать коммуникациями площадки за постом ГАИ в Таре или в микрорайоне «Широковский», где выделены участки вовсе не миллионерам? Снег по пояс на центральной площади города напротив «белого дома»! Если уборка «визитной» площади Тары разорительна для ее бюджета, то каковы шансы выбраться из грязи и стать проезжими в любое время года у городских окраин? Минимальные, а честно сказать, никакие.

Таре не суждено стать индустриальным городом. Движение в этом направлении – тупиковое. Но минусы места, удаленного от больших городов, могут стать его плюсами в век глобализации. И может, вовсе не стоит печалиться и ставить крест на городе только потому, что в нем не будет фабричных труб и заводских проходных? У Тары есть выигрышные «фишки» – ее четырехвековая история с объектами культурного и архитектурного наследия, окрестная природа. Город является межрайонным административным, торговым, студенческим центром. Вот и депутаты в ходе разговора пришли к мысли: «Мы недооцениваем нашу историю, культуру, природу!».

Сергей МАЛЬГАВКО,Вероника ШЕЛЛЕНБЕРГ

Продолжение в следующем номере.

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

© 2012 - 2024, ООО РИА «Тарский курьер»
© Все права защищены.

Редактор – Сергей Мальгавко,
тел. (38171) 2-35-33.

Редакция: 646530, Омская область, г. Тара, ул. Дзержинского,7
ИА «Тарский курьер» - районный информационный интернет-портал. Тара и Тарский район Омской области в режиме online - новости о жизни города и района. Экономика, новости политики, бизнес, сельская жизнь, спорт, культура, происшествия. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами ИА «Тарский курьер», принадлежат ООО РИА «Тарский курьер».

Вся информация, размещенная на сайте www.tktara.ru, охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.tktara.ru. При цитировании материалов ИА «Тарский курьер» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.tktara.ru.

Представителем авторов публикаций является ООО РИА «Тарский курьер». Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
18+
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам, младше 18.


Яндекс цитирования