И уважать себя заставить...
Потребители электроэнергии не должны быть отлученными от ее подачи на срок более 72 часов в год, но тарским энергетикам, кажется, закон не писан. Они приготовили очередной сюрприз для жителей нашего города.
С 28 мая они ежедневно с 12 до 18 часов проводят отключения электроэнергии в 115 квартале, на ул. Чкалова, Гвардейской (вплоть до объездной дороги), Луговой, Советской, Клименко. Казачьей, Кречетова, Транспортной, 1-ой и 2-ой Северных, переулках Кооперативный и Мельничный. Почти треть части города, густнонаселенной жилыми домами и организациями, вплоть до 22 июня каждый день будут находиться без света по шесть часов.
В извещении об отключении электроэнергии, что прошло по местному ТВ и задним числом (30 мая), было опубликовано в официальной районной газете, ничего не сказано о причинах нарушения условий договоров, которые заключены с тарским подразделением «Омскэнергосбыта» каждым потребителем, будь он физическим или юридическим лицом.
Между тем, постановление Правительства РФ № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» никто не отменял. Согласно положений этого документа, так называемый гарантирующий поставщик – энергоснабжающая организация (в нашем случае – «Омскэнергосбыт») – обязан отпускать потребителю электрическую энергию в необходимом объеме, а приостановка ее подачи потребителю суммарно не должна превышать более 72 часов в год и не более 24 часов подряд, включая срок восстановления подачи электрической энергии.
В нашу редакцию стали обращаться граждане, мол, почему монополисту закон не писан, чем объясняется столь длительное ежедневное отключение электроэнергии (на 150 часов в месяц). От перебоев со светом страдают предприятия и торговые точки, замерли некоторые стройки, парализована деятельность многих учреждений, той же санитарноэпидемиологической службы и роспотребнадзора, который первым должен был встать на защиту прав потребителей. Но больше всего возмущены жители обесточенных на полдня улиц, у которых начались проблемы с «плачущими» холодильниками, морозильниками и прочей бытовой техникой.
В областном обществе защиты прав потребителей, куда мы позвонили, обрисовав ситуацию с электроэнергией в Таре, нам категорично заявили: «Такого не может быть!». Однако, у нас, извините за каламбур, возможно невозможное в сфере цивилизованного сервиса.
В Тарском РЭС нам объяснили, что отключения объясняются началом строительства новой высоковольтной линии по улице Красноармейской, о чем это предприятие уведомило энергосбыт. Хорошее дело. Но почему эти работы нельзя вести с уважением к огромному числу плательщиков за свет? И еще вопрос: почему Красноармейская даже не упомянута в официальном извещении об отключении света на других улицах? Кстати, не указаны в извещении характер и причина перебоев со светом. Работы по монтажу линии – плановые, аварийные, это – «обстоятельства непреодолимой силы» или обычное освоение денег?
Трудно представить, чтобы ктонибудь из сотовых операторов, что прописаны в Таре, ссылаясь на свои планы и производственные трудности, решился бы отлучать клиентов от своей услуги на шесть часов в день. Уже завтра владельцы мобильных телефонов сменили бы «МТС» на «Мегафон», «Билайн» на «Теле2» или наоборот. Конкуренция! А энергетикам никто в спину не дышит, банкротство им не грозит. Чего волноваться-то, хотя почему нельзя сначала установить опоры, натянуть на них провода, а потом подключать к подстанциям. И более сложные работы проводятся в электрохозяйстве крупных городах, но там никому в голову не придет отлучить людей на месяц от электроэнергии – засыпят исками и претензиями.
В тарскую контору «Омскэнергосбыта» пока поступило три претензии. Выполнения обязательств по договорам потребовали два предпринимателя и Центр гигиены и эпидемиологии. У одних – портятся продукты в отключаемых периодически холодильниках, у других – срывается работа по оформлению документов на открытие детских оздоровительных площадок в Таре и районе. Как нам объяснили энергосбытовики, поданные претензии они переадресовывают Тарскому РЭС, специалисты которого должны сделать «перезапитку» объектов от других источников подачи электроэнергии, хотя РЭС вовсе не хозяин электролиний в Таре, все они находятся в собственности МРСК Сибири. Без согласования с этой конторой вопросы отключений и подачи электроэнергии не решаются…
Каждый из потребителей, что терпит убытки и неудобства, имеет законное право подать претензию энергосбыту – гарантирующему поставщику (тел. этой организации в Таре – 2-38-58). Есть официальная бумага – должен быть ответ и адекватные действия. Устные претензии и пересуды на лавочках не принимаются. Но по своей правовой безграмотности, из-за нежелания «трепать нервы» и т.д. и т.п. большинство отлученных от света не спешат заставить монополиста уважать себя.