Тарские бабушки-старушки становятся воришками в продуктовых супермаркетах
Сотрудники охранных служб супермаркетов в Таре констатируют, что среди граждан, попавшихся на воровстве из магазинов, больше женщин, чем мужчин. Причем в неприятные ситуации с несанкционированным выносом товара чаще молодых попадают дамы преклонного возраста.
Оказывается, охранники, что ведут наблюдение за покупателями в торговых залах, в том числе благодаря камерам видеонаблюдения, заводят досье на граждан, которые пытались вынести товар, не расплатившись за него.
В супермаркете одной из торговой сети, прописанной в Таре, даже завели своеобразную «Доску почета» для служебного пользования, где висят фотографии покупателей, погоревших на воровстве – при их появлении в торговом зале нужно усилить бдительность. Удивительно, но на большинстве портретов – бабушки-старушки.
Такие покупательницы, как правило, берут какой-нибудь дешевый товар – пакет молока, булку хлеба, за который расплачиваются на кассе, припрятывая при этом палку колбасы или кусочек ветчины.
Что толкает представителей поколения эпохи строителей коммунизма на обман и мелкое жульничество? Мизерные пенсии? Доступность товара, что провоцирует на воровство, или опыт работы в советское время, когда с промышленных предприятий или из колхозов тянули домой все, что плохо лежит? Однозначного ответа нет, да и бабушки, уличенные в неблаговидных поступках, скорее, исключение из рядов своего поколения. Пойманные за руку, они оплачивают неучтенные покупки. Лишь в исключительных случаях, когда отдельные женщины начинают скандалить, закатывать истерики, отказываясь платить за вынесенный товар, охранники жмут тревожную кнопку и вызывают наряд полиции.
Среди молодых покупателей тоже есть грешники. Но, если женщины чаще попадаются на воровстве продуктов, то те, кто годится им по возрасту в сыновья и внуки, пытаются вынести спиртное. Чаще водки и вина объектом воровства в тарских продуктовых супермаркетах становится коньяк в плоских бутылках.
Эксперты во всем мире констатируют, что прямой доступ к товару увеличивает соблазн покупателя украсть его. Потери от краж в западных магазинах (так называемый «шоплифтинг») составляют 1-3% от товарооборота. В России уровень потерь от краж может достигать до 10% , но в Таре он значительно ниже, что подчеркивал в своем интервью «ТК» Вадим Солобоев, директор ООО "Холлифуд" - омской империи «Низкоцен», после года работы этой сети в нашем городе.
Но не стоит грешить только на покупателей. По данным мировой статистики, только 30-40 процентов потерь от краж приходится на внешние обстоятельства, то есть на несанкционированный вынос товара покупателями. До 40-50 процентов потерь приходится на персонал торговых предприятий от грузчиков до кассиров, от 10 до 20 % – на административные причины – ошибки в оформлении документов, сбои в работе с поставщиками.
Эти цифры показывают, что далеко не все магазинные кражи на совести бедных покупателей, тем более пенсионерок. Варианты «нагреть руки» есть практически у всех работников торговли. Одним из самых распространенных способов обмана является продажа товаров по заведомо ложным ценам, когда сумма на ценнике товара и сумма на кассе различаются.
Прошерстив Интернет, мы нашли данные за 2012 год, за 12 месяцев которого из российских магазинов было украдено товаров на общую сумму в 4 млрд долларов.
Общеизвестны и такие выводы: 10% людей никогда ничего не возьмут и, даже найдя кошелек с деньгами, собьются с ног, чтобы вернуть его владельцу в цельности и сохранности. Еще 10% – обратная ситуация, они всегда приворовывали и всегда будут это делать. А вот 80% делают это от случая к случаю, повинуясь каким-то, только им известным внутренним импульсам. Причем никакой зависимости от материальной нужды человека здесь нет, поэтому, как уверяют эксперты в торговле и психологии, потенциальным магазинным воришкой является чуть ли не каждый потребитель.