Если с ребенком что-то не так…
Задержки в развитии у многих детей обнаруживаются не сразу. Лет до трех ребенок выглядит волне обычным. Ну, говорит плохо, не понимает правил игры, вялый и заторможенный, или, напротив, – чересчур шустрый… Ничего страшного – такие у него индивидуальные особенности. Когда взрослые спохватываются, часто исправить уже ничего нельзя. О том, как вовремя выявить проявления психических расстройств у детей, и почему они возникают, рассказывает кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Омской медицинской академии Александр Стаценко.
- Александр Николаевич, есть мнение, что до 4 лет ребенку не имеют права ставить диагноз – задержка развития. Это правда?
- Нет. Мы подобный диагноз ставим в любом возрасте. Есть даже такое понятие - микропсихиатрия. Психиатры занимаются детьми до года, если есть какието проблемы в развитии. Существует даже перинатальная (внутриутробная) психология. Другое дело, что у ребенка до года можно диагностировать только грубую патологию. Но, если малышу больше двух лет, опытный врач определит задержку в развитии и назначит лечение. Ждать, пока ребенку исполнится 4 года, чтобы окончательно убедиться, что с ним чтото не так, нельзя! Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем эффективней будет результат. Есть родители очень беспечные в этом отношении, считающие, что все проблемы ребенок перерастет, а есть те, кто сразу впадает в панику. Недавно мне позвонила женщина – ребенок в 2,5 года не говорит. Это нормальная реакция матери, а есть и такие, кто ждут почти до школы, успокаивая себя, что в их роду все поздно начали говорить…
- Что должно насторожить родителей маленького ребенка? Какие странности в поведении, характере? Например, в Интернете я прочитала, что если трехлетний малыш на вопрос: «Хочешь конфету?», отвечает «Хочешь», а не «Хочу», нужно бежать к психиатру…
- Когда ребенок говорит о себе во втором и третьем лице – это закономерный этап развития речи. Такой этап проходят все дети. Другое дело, что если ребенку уже 3 года и он продолжает о себе говорить в третьем лице, это может быть проявлением какого-нибудь расстройства психики. Например, аутисты очень долго говорят о себе в третьем лице.
- Я была на вашей лекции, где вы сказали, что аутизм сейчас очень модный диагноз. Он вызывает ассоциации с детьми-индиго, аутисты могут быть гениальными музыкантами, поэтами, программистами. И родители утешают себя, что такой диагноз лучше, чем умственная отсталость.
- Но аутизм вполне может сочетаться с задержкой психического развития. Кроме того, такие дети эмоционально холодные. Они не реагируют на мать, отца и близких родственников, не идут на контакт с другими детьми. Играют в одиночку с неигровыми предметами, например, с веревкой. Могут часами рассматривать узор на обоях или перекладывать какойнибудь предмет с места на место. Часто не отзываются на свое имя. Предпочитают молчать, даже если речь хорошо развита. У таких детей наблюдается склонность к сохранению всего в неизменном виде. Малейшие изменения вызывают у них вспышки гнева или чувство тревоги.
Мама ребенкааутиста рассказывала, как они с сыном ходят на прогулку. Всегда в одинаковой одежде, по одному и тому же маршруту, заходят в определенный магазин, где мальчик покупает то же, что и вчера, и позавчера… Как-то улицу, по которой они ходят каждый день, перерыли, там укладывали трубы и выкопали глубокую траншею. Ребенок встал перед этим барьером, и мать не смогла его увести. Пришлось женщине перелезать вместе с ним через эту канаву, чтобы не нарушить его ритуал. Иначе - истерика, на целый день мальчик выходит из строя.
Дома ничего изменить нельзя, прикосновений к себе не любят, особенно к голове. Поэтому стрижка волос и ногтей – проблема. Такие дети доводят родителей до исступления, часами открывая и закрывая двери, включая и выключая свет. У аутистов очень интересный интеллект, своеобразная память. Они могут отставать в развитии, быть совершенно беспомощными в быту, зато гениальными в какойнибудь области.
- А какой диагноз детские психиатры ставят чаще всего?
- Задержка психоречевого развития. Этот диагноз констатирует наличие отставания в развитии, ориентирует на оказание профессиональной помощи ребенку и в то же время оставляет открытым прогноз, так как часто задержка носит временный характер. Но, чем хуже развита речь, тем тяжелее умственная патология.
Выраженная задержка психического развития обнаруживается обычно в возрасте до трех лет, а более легкие формы – нередко только к младшему школьному возрасту, когда должно сформироваться логическое и абстрактное мышление. Отсутствие такого мышления или недостаток его развития выявляется в школе, как правило, на уроках математики. В раннем детском возрасте задержка развития (ЗПР) может проявляться в недоразвитии речи и неспособности выполнять тонкие движения, в ограничении общения, в слабой способности к обучению.
Причины отставания в развитии могут быть внутренними, то есть врожденными, генетически обусловленными, и внешними. При генетических причинах улучшить состояние больного практически невозможно. Отставание в развитии, вызванное воздействием неблагоприятных факторов во время беременности, такими как, например, вирусное заболевание, воздействие лекарственных препаратов, алкоголя и другими вредностями, приводящими к внутриутробному повреждению головного мозга, также приводит к стойким нарушениям. Внешней причиной отставания в развитии ребенка могут быть и травмы при родах, и черепномозговые травмы младенца, а также заболевание энцефалитом в возрасте до 3 лет. Будет ли отставание в развитии носить стойкий характер и приводить к умственной отсталости или временный, зависит от степени повреждения, своевременности лечения и адекватности коррекционных мероприятий. Частой причиной нарушений в умственном развитии бывает перенесенное ребенком во время родов кислородное голодание разной длительности - гипоксия или аноксия.
- Маленькие дети многого боятся: собак, темноты, разлуки с мамой. Как бороться с детскими страхами?
- Большинство детских страхов довольно целесообразны. Мало ли что может притаиться в темноте? А страх разлуки с матерью совершенно нормален до 7 лет. Поэтому не стоит надолго увозить пугливого и тревожного малыша от родителей – например, к бабушке в деревню, это может стоить ему здоровья.
Дети, выросшие в тепличной обстановке, очень трудно привыкают к школе. Особенно, если учитель кричит, замахивается линейкой. Существует и страх плохой оценки, если родители наказывают за двойки. Такого ребенка перед контрольными и экзаменами тревога парализует настолько, что он ничего не понимает. Получается замкнутый круг. Страхи психологические вызывают соматические заболевания. Утром, перед уходом в школу, происходит выброс адреналина, повышается температура. Как только мама разрешает не ходить на занятия, все проходит.
Самый явный признак тревоги – обгрызание ногтей. Вроде бы все в порядке, а ногти обкусаны «до мяса». А потом выясняется, что родители слишком многого требуют от ребенка. Мол, вся семья на тебя работает, и ты нас не подведи. Он растет под таким непосильным грузом. Получит двойку, переживает, что родителей подвел. Так и начинаются невротические расстройства.
- Куда обращаться родителям, если они понимают, что с ребенком чтото не так?
- В психиатрической больнице по ул. Омская, 85 (г. Омск) ведется прием сельских пациентов. В Тарской больнице есть детский психиатр. Хотя в части случаев задержки психического развития, связанного с органическим поражением головного мозга, базовая медикаментозная терапия достаточно стандартна, – ее может обеспечить невропатолог. Но этим ограничиваться нельзя. Если у ребенка выявили отставание в развитии, обязательно нужна специализированная помощь, которая состоит из двух компонентов. Медикаментозное лечение – таблетки и уколы, которые улучшают функции головного мозга. И систематические занятия с дефектологом, логопедом, коррекционным педагогом. Одно без другого малоэффективно. Иногда требуется дополнительная терапия – если есть проблемы с поведением, вниманием, которую может осуществить только психиатр.
- Вы сказали, что все должно быть в комплексе – а где это взять? Чтобы врачи работали вместе с педагогами.
- Вопросы о создании специализированных центров, где проблемный ребенок мог бы получать комплексное лечение, нужно адресовать нашей власти. В Поволжье уже открыли такой центр. А мы разделены – педагоги отдельно, психиатры отдельно. Правда, у нас в детских отделениях психиатрических больниц есть психологи, логопеддефектологи, психотерапевты. Подругому работать с проблемными детьми нельзя.
- Родители больного ребенка часто испытывают чувство вины, порой до такой степени, что им самим требуется психологическая помощь. Что в таких случаях может посоветовать психиатр?
- Когда в семье рождается больной ребенок, иногда это перечеркивает все жизненные планы. Есть пределы человеческих возможностей, но лучший способ бороться с чувством вины – делать максимум, что ты можешь, для своего ребенка в данной ситуации.
где окажут помощь?
Амбулаторно-консультативный прием детских психиатров, психологов, психотерапевтов, логопедов ведется в диспансерном отделении для детей и подростков клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Солодникова, г. Омск, ул. Омская, 85. Тел. 56-81-80.