Худшие в школе – в педвузы, худшие в педвузах – в школы…
Алевтина Петрова, бывший директор школы № 2, Почетный работник общего образования РФ:
- В 2011 году зарплату бюджетникам повышали трижды. По словам губернатора Л.К. Полежаева, с 1 апреля 2012 года вновь ожидается увеличение оплаты труда учителей на 10%, а на недавнем заседании областного правительства прозвучали такие цифры: сейчас средняя зарплата педагогов составляет 17 тысяч рублей, в апреле будет 19 тысяч.
Учи да радуйся!
Но, встречаясь с бывшими коллегами, которые обсуждают эту тему, я отчетливо вижу, что отчеты чиновников вызывают в учительской среде только раздражение, потому что два из трех повышений прошлого года пошли на пополнение стимулирующего фонда школ.
Он предназначен для материального поощрения за качество преподавания, внедрение новых методик, подготовку призеров на олимпиадах. А распределение стимулирующих выплат в школах – больная тема, источник обид и разногласий в коллективах. Ведь на практике получается, что зарплату в 17 тысяч рублей и более сегодня получают педагоги, которые имеют огромную нагрузку (до 30 часов в неделю при 18 положенных), учителя физвоспитания (у них часто проходят соревнования, они ведут несколько спортивных секций), преподаватели истории (их ученики чаще других участвуют в мероприятиях по исторической и краеведческой тематике, обществознанию) и учителя информатики (они получают надбавку за обслуживание компьютеров – до 130% от оклада), тогда как у других педагогов «стимулы» иногда составляют всего 15-20%.
Многие учителя довольствуются окладом, что сейчас увеличен, но до 6 700 рублей. Больше всех обижены педагоги начальных классов, отработавшие по 20-25 лет в школе. Они получают от 7 до 9 тысяч рублей, ведь младшие ученики не участвуют в конференциях и олимпиадах, а значит, и стимулирующие доплаты их педагогам как бы не положены.
На мой взгляд, в системе образования нужна только одна реформа – установить достойный оклад учителю, повысить доплату за квалификацию и категорию, учитывать стаж. А все разговоры о неприемлемости уравниловки будут демагогией до тех пор, пока фактическая зарплата начинающего педагога и даже опытного учителя останется на уровне 5-7 тысяч рублей.
По словам депутата Госдумы Олега Смолина, по этой причине и происходит сегодня двойная отрицательная селекция в отечественном образовании: в педвузы идут худшие выпускники школ, а в школы – худшие выпускники педвузов.
Дайте учителю достойную зарплату! И не надо вовлекать учителей в процедуру распределения стимулирующего фонда. Для этого есть профсоюз и администрация учебного заведения. Учитель должен заниматься своим делом – давать знания. Тогда и коллективы в школах будут работоспособными и дружными. И школа в целом выиграет.