Алевтина Петрова: «Я не чувствую себя пенсионеркой…»
«Этот букет – от одноклассников, розы – от коллектива школы № 2 и от директоров других учебных заведений города, эти цветы – от сына, подруг, профсоюза работников образования…». Бывший директор школы № 2 Алевтина Андреевна Петрова не собиралась праздновать юбилей, но ведь гостей за порог не выгонишь. А их было много. Наведалась в гости и я, чтобы за чашкой чая поговорить с именинницей о ее жизни.
- Алевтина Андреевна, вы выпускница школы № 2, и на пенсию тоже ушли из этой школы, но уже в качестве директора. Как так получилось?
- Я в 1971 году поступила в Омский пединститут на филологический факультет и после окончания его по распределению должна была ехать во Вставскую школу. В Таре меня встретил тогдашний директор школы № 2 А.Д. Беззубов и сказал: «Никакого Вставского, я беру тебя к себе».
- А что он так к вам благоволил?
- Так я же была комсоргом класса, активисткой, спортом занималась, с детства мечтала быть учителем, как мама. Наверное, поэтому Анатолий Дмитриевич меня и запомнил. В родной школе я проработала два года, потом вышла замуж и уехала с мужем на Дальний Восток. Он у меня был военным, мы сменили 6 городков, жили в Германии, Украине. В 1991 году, когда распался Советский Союз, муж отказался принять присягу первому президенту Украины, и мы вернулись в Тару. Я опять пошла работать в школу № 2. С 1998 по 2010 год была ее директором.
- Наверное, это были самые трудные годы и для вас, и для школы?
- В конце 90-х годов месяцами не давали зарплату. Не было денег на ремонт, канцелярию, дошли до того, что вместо стульев дети на каких-то табуретках сидели. Но, как ни странно, именно в эти годы у нас сплотился коллектив. Помогла удачно выбранная тема работы школы – толерантность. Проводились замечательные КВН между учителями и учениками, педагоги выступали с концертами перед детьми, участвовали в спортивных соревнованиях. Это все шло от души, а не для отчетов. Многие учителя проводили в школе все свободное время. И я горжусь, что мы первыми в районе получили президентский грант в 1 миллион рублей по нацпроекту «Образование». Без всякого «блата», а потому, что нам было что рассказать и показать. А за участие во всероссийском эксперименте «Каждой школе – спортивную команду» в течение нескольких лет из федерального бюджета получали по 100 тысяч рублей на спортинвентарь.
- Почему же вы ушли на пенсию, если все так хорошо складывалось?
- Во-первых, все надо делать вовремя. Лучше уйти, пока еще помнят, как ты на каблучках бегала… Во-вторых, детей в последние годы было все меньше, и я перестала брать себе учебные часы, чтобы не пришлось сокращать кого-нибудь из педагогов. В-третьих, с введением стимулирующего фонда оплаты труда, рухнула та дружеская и творческая атмосфера в коллективе, из-за которой хотелось бежать на работу. Я до сих пор считаю, что переход на новую оплату труда – это большая ошибка. Школа – не то место, где нужно делить деньги. Многие коллективы захлестнули скандалы. Какая уж тут дружба и здоровая атмосфера? Учителям нужно было просто увеличить оклады, а уж контролеров, следящих за качеством и результатом их труда, всегда хватало, как раньше, так и сейчас.
- Кстати, о качестве труда. Я на практике сталкивалась с выпускниками филфака, которые пишут с орфографическими ошибками. И чему они смогут научить детей?
- Профессиональный уровень молодых педагогов, действительно, намного ниже, чем у опытных учителей. Идет общая девальвация высшего образования. Раньше в институты троечники не поступали, был высокий конкурс и жесткий отбор. Сейчас вузов столько, в том числе и платных, что фактически любой выпускник школы может получить высшее образование. Когда я начинала работать, в школах было развито наставничество: молодых учителей опекали старшие коллеги. Я помню, как ходила на уроки к К.А. Стемпаржецкой, А.И. Казец, В.П. Глебовой. Царил дух соревновательности. Нам помогали завучи. А сегодня все заняты бесконечным составлением каких-то бумаг, отчетов. На общение, передачу опыта просто нет времени. Одно утешает: сейчас в школу, действительно, идут по призванию. Это те ребята, которые еще во время студенческой практики поняли, что хотят работать учителями, несмотря на маленькую зарплату и большую нагрузку.
- А в сельских школах есть такие добровольцы?
- Есть, но мало. Думаю, скоро учителей-пенсионеров, не одно десятилетие простоявших с указкой у доски, опять призовут в строй. Мы и сейчас палочкивыручалочки для директоров школ. Я 4 раза в неделю езжу в Чекрушанскую школу, потому что там пока некому преподавать русский язык и литературу. Бывший директор Васисской школы Л.А. Кондрашева преподает химию заливинским и чекрушанским ребятишкам. Так что покой нам только снится. Я вообще не чувствую себя пенсионеркой. Вхожу в Совет ветеранов при Доме учителя. Занимаюсь репетиторством. Летом училась в «Академии активного долголетия», которую открыли в центральной библиотеке, накануне 1сентября была включена в состав делегации от ветеранов на областную педагогическую конференцию, потом участвовала в спартакиаде ко Дню пожилых людей. Сейчас пригласили в жюри конкурса «Учитель года». Дома практически не бываю, так что на скуку грех жаловаться...
Беседу вела Дарья ЛЮТИКОВА