logo2.jpg, 39kB

1559 24.01.2013 17:03

Без штанов, но в шляпе

У меня трое детей. Старший сын учится в университете, средняя дочь – старшеклассница, младшая – учится в первом классе. Сама я работаю преподавателем и вижу, как из года в год снижается уровень подготовки студентов, которые приходят к нам учиться. Если раньше школа давала фундаментальные знания, то теперь самое главное – «натаскать» ребят для успешной сдачи ЕГЭ. Об умении думать, расширении кругозора, каких-то простых житейских навыках, которые пригодятся в жизни, речи не идет. Зато каждый год внедряются какие-то программы, английский начинают учить с детского сада, на педсоветах все разговоры о модернизации и инновациях… Наше образование напоминает человека без штанов, но в шляпе.

У меня старшие дети всегда учились без троек. Участвовали в конференциях, олимпиадах. Я стараюсь каждый год во-зить их по стране, чтобы географию они проходили не только по учебникам. Но время от времени устраиваю им экзамены и вижу, что самые простые вопросы ставят их в тупик. Например, прошу назвать правителей России. Перечисляют: Николай II, Ленин, Сталин, Хрущев, а дальше: «Это мы не проходили». Ну ладно, можно не знать Андропова или Черненко – их пребывание во власти было кратковременным, но Брежнев с его эпохой застоя, Горбачев с перестройкой – ведь это важные вехи в нашей истории. Или спрашиваю: «Какие районы находятся по соседству с Тарой?». Не могут ответить. Когда с детьми путешествовали по России, выяснила, что они не знают, рядом с каким морем находится тот или иной город, где и какие полезные ископаемые добывают, в какой части страны (европейской или азиатской) располагаются станции, которые мы проезжали на поезде.

Зато в школьных олимпиадах встречаются вопросы типа: «В каком кинофильме использован сценарий драматурга Юлия Кима?». Получается, наши дети, заканчивая школу, знают, кто такой Юлий Ким, а информация о том, что Тарский район граничит с Колосовским и Знаменским – это для них тайна за семью печатями?

На примере своих детей я наблюдаю, как деградирует наше когда-то лучшее в мире школьное образование. Моя младшая дочка нынче пошла в первый класс, и мы столкнулись с программой «Школа-2100» и букварем Бунеевых и Прониной. Об этом учебном пособии для первоклашек уже писал «Тарский курьер». И я как педагог и мама согласна с автором статьи – ничего хорошего нашим детям этот букварь не дает. И так думаю не только я. Недавно в автобусе услышала разговор двух женщин, что раньше не было разных модернизаций и инноваций в образовании, но они поступили в институты, хотя это было куда сложнее сделать, чем сегодня, выучились, нашли работу по душе… А сейчас приходится по пять часов в день делать с детьми домашнее задание, а вопросы из букварей и учебников математики ставят в тупик даже взрослых людей с высшим образованием.

Кто-то может сказать, что жизнь не стоит на месте, требования к школьной программе меняются, не нужно быть ретроградом и т.д. Все это так! Но у меня есть обоснованные подозрения, что нынешние учебники и пособия для школьников составляют не профессионалы, а люди, приближенные к власти, сидящие на федеральных грантах и думающие только о деньгах. Иначе как объяснить, что в букваре авторов Бунеевых, предназначенном для первого класса (!), встречаются слова «грог» и «спирт». Зачем семилетнему ребенку знать, что грог – это подогретое вино со специями. Перед кем ему щеголять такими специфическими знаниями? А когда мы с дочкой «проходили» слово «спирт», мне сразу пришло в голову, что это напиток для внутреннего потребления. Оказалось, в школе объясняют, что это водичка, которой смазывают раны. Но разве йод или зеленка уже вышли из обихода?

Еще одна фраза из букваря школы­2100, над которой я задумалась надолго: «Народы и народности России: татары, коми, калмыки, мордва…». А куда делись русские, составляющие большинство населения нашей страны? Поймите меня правильно, я не националистка, во мне много кровей намешано, но когда в учебнике на русском языке не указывается титульная нация, это, по меньшей мере, странно. Как и то, что приводя в пример имена и фамилии, где есть буквы «х» или «ж» в букваре указаны Жорж Сименон и Даниил Хармс. А чтобы ребенок мог понять, кто такой Сименон, дается ссылка: «Сименон писал детективные романы». Но видимо и до московских авторов дошло, что семилетний школьник может и не знать, что такое детектив, поэтому есть еще одна ссылка: «Детектив – роман о приключениях сыщика». Вот такая трехэтажная наука получается.

Листаем букварь дальше. На страничке, где рассказывается о Московском Кремле, две маленькие картинки – царь-пушка и царь-колокол. Я сразу вспомнила родной советский букварь, где была большая иллюстрация Кремля и Красной площади. Но, видимо, программа школы­2100 подразумевает, что наши дети имеют возможность каждый год ездить в Москву и своими глазами видеть главные символы России. Иначе зачем в букваре Бунеевых подробно перечислены названия московских улиц?!

А вот еще один шедевр из этого же букваря. Рассказ про котенка, которого с приходом холодов оставили на даче, так как в квартире от него шерсть и вообще одни хлопоты. Чему это произведение научит ребенка? Уж точно, не добру.

Опять же найдутся люди, которые скажут: «Ну чего она прицепилась к букварю. Может, это просто неудачный эксперимент, а другие учебники вполне на уровне». Если бы это было так! Родители первоклашек знают, о чем я говорю. Учебник математики не лучше! В предисловии к нему написано, что дети будут изучать элементы стохастики. Спросила у старшей дочери, что это такое. Она сказала, что это связано с теорией вероятности. Для первого класса в самый раз, не правда ли?

Моя соседка, мама пятиклассника, при решении задач по математике, не может обойтись без помощи знакомого, который преподает в университете. То ли еще будет!

Я хотела написать это письмо сразу, как в вашей газете вышла статья «Яма вместо мамы, рамы и Пушкина». Но Тара – город маленький, я сама работаю в системе образования и знаю, какой скандал был в гимназии № 1 после выхода статьи. Попало бедной учительнице начальных классов, образовалась какая-то инициативная группа родителей, которые стали искать тех, кто «слил» информацию в газету. Хотя, что секретного в этом букваре? Любой желающий может взять в библиотеке и посмотреть, чему сейчас учат в школе. Я вполне допускаю, что кому-то из родителей нравится этот учебник, и стишок про сырую яму из букваря (опубликован в № «ТК» № 40 от 29.11.2012 года – ред.) их дети читают на утренниках Деду Морозу. Но разве остальная часть родителей не имеет права на собственное мнение? Ведь только в споре рождается истина.

Тем не менее я прошу не указывать свои имя и фамилию, так как мои младшие дети еще учатся в школе, и я не хочу, чтобы пострадали их педагоги. Ведь всегда найдутся те, кто увидят крамолу в любом тексте. А я просто выразила свою обеспокоенность за судьбу школьного образования и за будущее своих детей.

Л.М., г. Тара

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

© 2012 - 2024, ООО РИА «Тарский курьер»
© Все права защищены.

Редактор – Сергей Мальгавко,
тел. (38171) 2-35-33.

Редакция: 646530, Омская область, г. Тара, ул. Дзержинского,7
ИА «Тарский курьер» - районный информационный интернет-портал. Тара и Тарский район Омской области в режиме online - новости о жизни города и района. Экономика, новости политики, бизнес, сельская жизнь, спорт, культура, происшествия. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами ИА «Тарский курьер», принадлежат ООО РИА «Тарский курьер».

Вся информация, размещенная на сайте www.tktara.ru, охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.tktara.ru. При цитировании материалов ИА «Тарский курьер» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.tktara.ru.

Представителем авторов публикаций является ООО РИА «Тарский курьер». Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
18+
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам, младше 18.


Яндекс цитирования