Жилин против вуза–монстра
В конце января в Омске прошло совещание по проблемам высшего образования, на котором обсуждались и возможные модели объединения вузов. В совещании под председательством первого заместителя председателя правительства Омской области А.В. Бутакова и председателя Законодательного собрания Омской области В.А. Варнавского приняли участие более 200 человек, среди которых были представители науки, образования, бизнеса и власти.
Ректор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского В.И. Струнин убеждал присутствующих в выгоде объединения в единый большой вуз ныне самостоятельных ОмГУ, ОмГПУ и ОГИС. Принимавший участие в совещании директор филиала ОмГПУ в Таре Владимир Жилин, наоборот, выступает против этой идеи. Почему? Свою позицию он высказал в интервью «ТК».
- Владимир Ильич, Тара сохранит статус студенческого города, если произойдет объединение вузов? Филиал педвуза не закроется в нашем городе?
- Если наш филиал станет подразделением классического университета, то по многим позициям может выиграть. И Тара, в случае реализации данного проекта, не проиграет, но меня волнует судьба высшего педагогического образования. Кому сегодня нужны филологи, историки, физики или экономисты, которых, по определению, должен готовить классический университет? Мало кому. А если нужны, то в очень малых количествах и хорошего качества. В Омской области такого рода специалистов, не «заточенных» под тот или иной профиль, вполне хватает и будет хватать еще на длительную перспективу. Но сегодня, а особенно завтра, начиная с 2015 года и далее, будут нужны учителя-предметники с педагогической подготовкой. И это хорошо понимают в ректорате ОмГУ, откуда исходит желание в расширении собственного «рынка сбыта» выпускников.
- А что в этом плохого?
- Я не сказал, что это плохо.
- Но идею объединения вузов вы же не поддерживаете?
- Нет, и готов объяснить свою позицию.
- Первое: любое наращивание массы делает тело инертным, малоподвижным и малопригодным для развития.
Второе: эволюция живых организмов на Земле убедительно нам демонстрирует острую уязвимость крупных животных. Куда, к примеру, делись динозавры? А более мелкие их собратья вполне процветают.
Третье: огромный вуз, как и любая другая крупная организация, сильно рискует потерять управляемость. Длинные и запутанные управленческие связи резко снижают эффективность управления.
Четвертое: издержки, трудности и проблемы, к которым ведет монополизм, уже хорошо известны. Неконкурентная среда, сформировавшаяся после объединения вузов, почти наверняка, приведет к застою, стагнации и окончательному разрушению высшего образования в Омской области.
Пятое: возникает законный вопрос: где взять ресурсы, финансовые и человеческие, для создания вуза-монстра? Этих ресурсов нет. Кто и зачем будет финансировать этот вуз в Омской области? Мировые финансовые и промышленные структуры? Зачем им это? Российское государство? Зачем? Есть ли у него на наши «хотелки» деньги? Правительство и бизнес-сообщество омского региона? Маловероятно…
- Получается, что крупный объединенный вуз в нашей области нужен только ректору ОмГУ?
- Однозначного ответа нет, но ваш вопрос во многом риторический.
- Хорошо. А как с другими идеями, прозвучавшими на совещании?
- Воплощение идеи электронного университета позволит объединить информационные ресурсы всех омских вузов. Но это лишь малая техническая составляющая высшего образования, которая, к сожалению, не решает фундаментальной проблемы тотальной нехватки количества и качества ее пользователей. Идея вполне приемлемая, хотя и весьма затратная.
- А ваше отношение к созданию образовательных и научно-производственных кластеров?
- Хорошее намерение, хотя и не новое. В СССР и во всем мире подобная практика приносила и приносит свои, в том числе и положительные, плоды. В структуру крупных промышленных предприятий уже давно включены всевозможные конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Без этого нельзя развиваться ни эффективному производству, ни практикоориентированной науке. В рамках научно-производственных комплексов в Советском Союзе эффективно работала и сеть вечерних и заочных вузов и связанных с ними ПТУ. Все это было у нас и есть в мире. А новомодное слово «кластер» означает лишь организационную форму консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ. «Консолидация» в переводе с латинского означает объединение, сплочение, укрепление.
- У консолидации есть положительные перспективы?
- Любое согласие, даже самое плохое, значительно лучше самой хорошей войны.
- Складывается впечатление, что вы противоречите сами себе: в начале нашего разговора выступили против объединения, а в конце – за. Как это понимать?
- Я не выступал против объединения, а лишь высказал свои критические соображения по поводу конкретной формы объединения – крупного вуза-монстра. Одновременно я признаю, что есть другие, вполне жизнеспособные формы консолидации усилий в нашем сообществе. Надеюсь, что объединение усилий, как это не раз демонстрировала история нашего Отечества, даст свой «прорывной» эффект.