logo2.jpg, 39kB

1634 21.03.2013 12:17

Народный артист России Юрий Назаров: «Я – из империи зла»

Среди творческого десанта писателей и поэтов, посетивших Тару в рамках международного литературного фестиваля «Омская зима», самым дорогим гостем стал народный артист России Юрий Назаров. Всем, кто с ним успел пообщаться, он запомнился простотой в обхождении и мощной энергетикой. Глядя на Юрия Владимировича, как­то не верилось, что ему уже 75 лет. В плотном графике встреч с тарчанами на творческих площадках в библиотеке, Художественном музее и Северном драматическом театре Юрий Назаров нашел время для общения с журналистами нашей газеты.

- Юрий Владимирович, как вы попали в проект «Омская зима»?

- Благодаря заслуженной артистке России Людмиле Мальцевой. Пригласили ее, а она предложила поехать мне. А вообще мы дружим с писателями давно и с удовольствием ездим с ними по стране, потому что главное оружие и писателя, и актера – слово. С него все начинается. И для нас большое счастье прикоснуться к такой сокровенной исконной России, которую олицетворяет Тара. В последнее время нивелировано понятие провинция. При наших СМИ и Интернете информационный ряд везде на достаточном уровне, а вот сохранить свою самобытность не каждому городу удается. Как только мы въехали в Тару, я понял, что город сохранил свое историческое лицо. Спасибо Таре, что она открыла литературное имя Леонида Чашечникова. Спасибо вашему городу за великого артиста Михаила Ульянова, с которым я был лично знаком. Вообще вся русская культура родом из провинции. Даже Пушкин родился, когда Москва была еще провинцией.

- Но сейчас у провинции есть обида на Москву, которую называют государством в государстве. Многие регионы просто прозябают…

- Не надо обижаться на Москву. Да, сейчас этот город аккумулирует всю пакость и мерзость, в нем крутятся большие деньги, и все жулики едут туда. Я когда читаю, сколько миллиардов долларов «заработал» очередной российский олигарх, просто не могу представить это воочию. Вот вы можете сказать, что такое 30 миллиардов секунд? Сколько это лет? И подобная жадность к деньгам тоже непонятна. Зачем одному человеку столько? Но ведь Москва – это не только скопище дурных денег, это еще и истинная столица нашей великой державы. Во время войны весь народ поднялся, чтобы отстоять свою Москву. Девиз «Ни шагу назад» был не пустым звуком. Ведь нельзя приказать броситься на амбразуру, а люди закрывали своим телом вражеские пулеметы, бросались с гранатой под танки, таранили самолеты.

- А теперь ветераны войны, их дети и внуки спрашивают: «За что они воевали?». Осип Мандельштам еще в 1933 году написал: «Мы живем, под собою не чуя страны…», но разве сейчас мы живем по-другому? Есть тотальное неверие и скептицизм по отношению к любой власти, даже к верховной. После коррупционных скандалов по делу бывших министра Сердюкова и депутата госдумы Пехтина люди не ждут справедливости даже от Президента.

- Я могу сказать одно – спасение страны зависит от того, сколько в ней еще осталось порядочных людей. Каждому из нас нужно стараться хорошо делать свое дело и жить по совести. Хотя я понимаю, как трудно сегодня противостоять навязанному лозунгу: «Бери от жизни все!». Иди по головам, уважай только свои желания и потребности, короче, будь индивидуалистом! Все беды сейчас от того, что общество перестало быть единым. Я считаю величайшей трагедией развал Советского Союза. Его называли империй зла, но я горжусь, что родился и жил в этой «империи», где были созидание, труд, уверенность в будущем, и, поверьте, было намного больше счастливых людей, чем сейчас.

Я после окончания школы в Новосибирске поступил в Московское театральное училище им. Щукина, но, не окончив первый курс, «ушел в народ». Мне было семнадцать лет, хотелось увидеть жизнь такой, какая она на самом деле. И я уехал в Казахстан, устроился рабочим на строительство железнодорожных мостов, потом трудился в стройколонне в Новосибирске, в сибирском колхозе, молотобойцем в кузне в одной из станиц на Дону. Через два года вернулся в Москву и поступил в Высшее театральное училище им. Щепкина, которое благополучно закончил в 1960-м году. Во времена моей молодости людей интересовали не деньги, а жизнь во всем ее многообразии. Не зря же такой отклик среди молодежи получили проекты по освоению целинных земель, БАМ, комсомольские стройки. А сегодня у семнадцатилетних какие мечты? Окончить банковскую школу и работать клерком в офисе?..

- Вы снялись почти в 200 фильмах и сериалах. А с чего началась ваша актерская карьера?

- Я и в молодости, и по сей день считаю, что искусство – это кафедра. И чтобы с нее проповедовать, надо что­то за душой иметь. В 17 лет я был маменькиным сынком, на тройки окончил музыкальную школу. Наш новосибирский театр «Красный факел» собирался в Москву на гастроли, и я устроился туда рабочим сцены – очень хотел в столице с Шолоховым встретиться. Он тогда не в Вешенской, а в Москве, в Староконюшенном переулке жил. Прорвался я к нему сквозь строй приближенных. Писатель услышал шум, вышел из глубины квартиры: «Что случилось?». «Михаил Александрович, – говорю, – не знаю, как дальше жить…». – «Учись, сынок, учись, – отвечает. – Глаза у тебя живые, крепкие». Мой дебют в кино состоялся в 1954 году. В театральном училище шел урок физкультуры, приехала ассистентка с «Мосфильма», которая набирала массовку для фильма «Испытание верности» с Мариной Ладыниной в главной роли. Я один день снялся. Обзвонил всех родственников, чтобы посмотрели, как я сыграл в кино! Сам раз пятнадцать этот фильм посмотрел, но так себя и не нашел.

- Многим запомнилась ваша роль пьющего отца в фильме «Маленькая Вера». А мне запомнилось, как в конце 80-х годов, когда я училась в школе, нас всем классом зачем­то повели в кинотеатр на просмотр этого фильма. Рядом со мной сидели мальчишки­одноклассники. Когда в зале зажегся свет, мы глаза друг на друга поднять не могли…

- «Маленькая Вера» – хороший фильм в плане достоверности. Он очень точный, и его герои узнаваемы. Другое дело, что он беспросветный. Когда режиссер Василий Пичул позвал меня играть этого несчастного и пьющего человека, я ему сказал, что у нас есть актеры, которые гораздо глубже эту тему знают. Единственно, что я могу – показать эту тему с болью. «Вот с болью мне и надо», ответил режиссер.

Я получил за исполнение роли «папки» в этой картине приз на кинофестивале «Созвездие». Кстати, единственную свою кинонаграду, но не могу назвать «Маленькую Веру» любимым фильмом. Всегда говорил и говорю, что эта роль – мой самый большой грех. Почему? Жутко хитроватый фильм получился. На просмотре в одном из киноклубов Ленинграда публика очень долго обсуждала мизансцены, монтаж. Я, столько лет проработавший в кино, не знал тех умных терминов, которыми они оперировали. И вдруг встала женщина в каком­то смешном несуразном берете и со слезами в голосе сказала: «Господи! Да какой там монтаж... Жить­то как?!». Вот этой женщине на ее вопрос мы нашим фильмом так и не ответили. Хотя ведь знаем, как жить. Жить надо по-человечески!

Написан сценарий продолжения этого фильма. «Маленькая Вера. Next time». Он уже несколько лет лежит в столе у режиссера. Нет денег на съемку. А с сюжетом все в порядке. И Сережа в порядке, и Вера. Правда, они не живут вместе. Вера там чудит дальше. Сережа ее деньгами обеспечивает, а счастья нет... Потому что счастья в животном состоянии быть не может. Счастье в человеческой душе, когда человек находит взаимопонимание и помогает другому человеку. Вот что, счастье. Оно не у того, кто больше нажрался. Это только у свиньи такое счастье, а потом она под нож идет...

- Говорят, вы были первым актером советского кинематографа, сказавшим с экрана нецензурное слово.

- В «Маленькой Вере» была сцена, где жених приходит в коротких штанах. У меня была реплика «Ну, где жених­то этот?» А я режиссеру говорю, что по-русски папа назвал бы этого жениха по-другому. И вдруг Василий отвечает мне: «Говори». «Да ты что, обалдел?» спрашиваю я. «Говори, отвечает он мне. Это мои проблемы». Ну я и сказал… А вообще, русский мат – самый лучший. Мой дед рассказывал историю: во время войны в колхозе совсем не осталось мужиков. И вот приезжает начальство и спрашивает: «Ну как, бабоньки, дела?» А они говорят: «Поначалу трудно было, а потом, как материться научились, полегче стало…»

- Это правда, что вас уволили по сокращению штатов из Театра-­студии киноактера, в котором вы служили больше тридцати лет?

- Да, но предложили должность билетера-гардеробщика. Я отказался. Вот и ношусь, как бешеный таракан, предлагаю себя, хоть и не умею торговать собой. Рад, что появилось больше времени на поездки по стране, на общение с простыми людьми. Сейчас вот судьба занесла в ваш замечательный город Тару. Здесь чистый воздух, и в людях есть какая-то чистота. Эта поездка – божий подарок.

Беседу вела Марина ЕЛИСЕЕВА

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

© 2012 - 2024, ООО РИА «Тарский курьер»
© Все права защищены.

Редактор – Сергей Мальгавко,
тел. (38171) 2-35-33.

Редакция: 646530, Омская область, г. Тара, ул. Дзержинского,7
ИА «Тарский курьер» - районный информационный интернет-портал. Тара и Тарский район Омской области в режиме online - новости о жизни города и района. Экономика, новости политики, бизнес, сельская жизнь, спорт, культура, происшествия. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами ИА «Тарский курьер», принадлежат ООО РИА «Тарский курьер».

Вся информация, размещенная на сайте www.tktara.ru, охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.tktara.ru. При цитировании материалов ИА «Тарский курьер» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.tktara.ru.

Представителем авторов публикаций является ООО РИА «Тарский курьер». Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
18+
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам, младше 18.


Яндекс цитирования