Мимо тарской казны
«За туманом, и за запахом тайги…» люди стремились всегда. В советское время их манил не только длинный рубль, но и романтика больших дорог, встреч и расставаний, желание увидеть мир. Теперь жены провожают мужей в дальнюю дорогу исключительно на заработки.
В тарских селах почти не осталось работящих и толковых мужиков. Самые опытные и ответственные бывшие трактористы и комбайнеры, сварщики и слесари (от 10 до 30 человек из каждого сельского поселения) работают на Ямале и в Сочи, во Владивостоке и Ханты-Мансийске, только не на своей малой родине. И Тара испытывает кадровый голод по профессионалам своего дела, но не может платить им достойной зарплаты. В некоторых селах, например, в Кольтюгино, сегодня даже некого посадить за руль грузовика. Все классные водители с соответствующим набором категорий, что получали в последние годы копейки в СПК, работают вдали от дома.
Всякая вахта – не сахар. Фактически 6 месяцев в году жизнь вахтовиков проходит вне семьи. Не менее значимое обстоятельство для сел, где живут дети, жены и родители вахтующих: в казну поселений не поступает ни копейки отчислений с заработков самых работящих земляков. Налоги от вахтовиков с тарской или мартюшевской пропиской поступают в бюджеты тех территорий, где они ударничают. Таковы финансовые правила игры в родном Отечестве.
10 процентов от общей суммы налога на доходы физических лиц – главный источник наполнения бюджета Тары и всех сельских поселений. Остальные проценты от НДФЛ поступают в верхние уровни бюджета (в районный – около 73 %). И возникает риторический вопрос: на какие шиши развиваться местному самоуправлению, содержать школы, детские сады, больницы, другие объекты социальной сферы, те же дороги, если немалая часть самых платежеспособных тарчан и жителей села находится в стороне от пополнения казны той земли, где учатся их дети, где нужно отапливать детсады и больницы, грейдировать и ремонтировать дороги, а лучше – асфальтировать их?
Недавно девятиклассники Черняевской школы решили провести социологическое исследование и выявить уровень реальной безработицы в селе. По их подсчетам, в Черняево живет 529 человек, а 46% от трудоспособного населения нигде не работают. Каждый десятый из работающих – вахтовик.
Впрочем, местные жители называют Черняево деревней пенсионеров. Из здесь 95 человек. На их пенсии, зарплаты немногочисленных бюджетников и вахтующих земляков живет село. Когда-то здесь работал мощный колхоз, а поля считались одними из самых плодородных в районе. Теперь их некому пахать и засевать. Крестьянствовать себе в убыток никто не хочет, выгоднее – вахтовать, а если не получилось с трудоустройством на стороне, руки растут не из того места, да к спиртному есть тяга, то остается день за днем рыскать в поисках случайного заработка и опохмелки.
И школьники в роли социологов после своих исследований невольно задались вопросом: если оставаться в родном селе, что делать: пополнить ряды безработных или податься в вахтовики? Но в дальних краях не нужны педагоги, юристы и агрономы, которых готовят тарские вузы. Короче, в любом случае, малой родине придется сказать: «До свидания!».