О хорошем кофе и добавленной стоимости
Я живу в Омске, но довольно часто бываю в Таре, откуда родом. С удивлением заметил, что в Таре до сих пор нет ни одного приличного пункта общественного питания. Предприниматели, открывающие кафе, столовые, закусочные и бары, жалуются, что большинство посетителей приходят ради пива или водки, квалифицированных кадров днем с огнем не найдешь, приличных клиентов все меньше, и, в конце концов, точка общественного питания либо разоряется, либо превращается в обыкновенную забегаловку по распитию спиртного. Все это так, но привлечь нормальных посетителей в кафе не так уж сложно, если попытаться изменить отношение к своему бизнесу. В заведениях тарского общепита больше всего удивляет неспособность и нежелание персонала делать что-то своими руками.
Тарчане постоянно жалуются на бедность. Но в бедных странах, прежде всего, стремятся продать результаты своего труда (вроде рикшы, который заменяет затраты на бензин работой собственных мышц). Тарчане же всячески стараются минимизировать содержание своего труда в продукте. Например, чайный пакетик придуман для очень занятых людей, но получил неожиданно широкое распространение в тарских кафе, работники которых большую часть времени все равно сидят без дела (зато не надо чайник мыть). С трудом можно понять, почему нельзя сварить и подать клиенту чашечку нормального кофе. Есть только пакетик черного или «3 в 1». В салат «Цезарь» непременно добавят «кириешек» вместо свежих сухариков из белого хлеба, хотя последние изготовить совсем просто и недорого. Пельмени варят из упаковки, голубцы и тефтели – «Ермолинские».
Несмотря на то, что в некоторые годы картошки урождается столько, что ее просто некуда девать, ни в одном из местных заведений общепита никогда не предложат драники. К пиву никто не додумается подавать чтонибудь вроде луковых колец в кляре.
Такая стратегия, помимо формирования негативного имиджа тарского общепита, имеет и экономические последствия: почти вся стоимость вышеуказанных продуктов формируется из стоимости полуфабрикатов, их доставки и оплаты электроэнергии. И деньги, которые тарчане и гости города тратят в кафе, уходят на счета крупных корпораций, хотя могли бы быть выплачены местным производителям и обслуживающему персоналу, если бы он (персонал), эту добавленную стоимость создавал сам.
Владислав МАЦЕЛЕВИЧ