Про деньги на сцене и в жизни
В Северном театре имени М.А. Ульянова состоялась премьера моноспектакля по повести Валентина Распутина «Деньги для Марии».
Режиссеру Светлане Заборовской, актеру Вячеславу Шатненко (на снимке), художнику Владимиру Сафронову удалось скупыми, но выразительными средствами перевести на язык театра классику русской советской литературы 60-х.
Проза Распутина представлена как актуальное произведение для новой России, где наблюдается дефицит сострадания и любви к ближнему. Спектакль обрывается на полуслове. В нем и поднятой теме не поставлена точка, ибо во все времена и эпохи человек не может быть свободен от нравственного выбора.
С успешным дебютом мы поздравляем начинающего композитора Сергея Михайлова. Сын трагически погибшего музыканта Геннадия Михайлова написал пронзительную музыку для первого в своей жизни спектакля.
Поделимся еще одним открытием в нашей попытке дойти до сути сценического действия, совершенно лишенного какойлибо эпатажности и зашифрованных символов. Оказывается, искусство (качественная проза?) способно сближать своих созидателей, причем настолько разных по возрасту, стилю жизни и пристрастиям, что диву даешься, как они смогли договориться и найти творческое согласие между собой. Судите сами: Валентину Распутину 15 марта исполнилось 75 лет. Литературные критики в свое время записали его в «деревенщики», как и Виктора Астафьева, Василия Шукшина, Василия Белова и других писателей, выходцев из провинции.
Режиссер Светлана Заборовская отказалась от карьеры в Москве, а из Омска уехала в Тару. Делала все наоборот, ведь сейчас из «этого болота», «из этой дыры» бегут в обратном порядке. Светлана Павловна соблюдает все посты, отказалась от квартиры в бетонной коробке и построила себе деревянный дом. Теремом из сосновых бревен она хвасталась в прошлом году подругам в Париже, где почти два месяца жила в одном из монастырей.
У 50-летнего Владимира Сафронова – свои «бзики». В галереях Москвы и Санкт-Петербурга он известен как живописецмодернист, склонный к гротеску и не чуждый фантасмагории. А Сергей Михайлов недавно вернулся из армии, с юности увлекается рокмузыкой, был лидером группы «Бермудские квадраты» и создавал композиции, которые исполнялись только на английском языке.
Как могли столь непохожие люди стать совместимыми в работе над прочтением чистой по языку, классической повести с простым незамысловатым сюжетом?!
Спасибо театру, что стирает грань между временами, какими-то наслоениями и формальными условностями, обнажая вечную связь человека с человеком. Совсем незнакомого человека и самого близкого.
Наверное, искусство и начинается в тот момент, когда мы ощущаем свое личное проникновение в суть, которая вне времени и материальной атрибутики. И мы понимаем, что главное не здесь. Тем более, не на чипе банковской карты. «Берите выше!» - словно призывает нас театр, намекая, что в космосе души находится то главное, что откликается ностальгией о высоком.
Слава богу, так случается в искусстве: по сюжету деньги в спектакле играют чуть ли не главную роль, но на выходе из театра понимаешь, что они даже второстепенной недостойны. И не только на сцене.